|
Правила жизни Наталья Кошелева
“ Если тебе удается соответствовать роли, то ты не движешься, не ходишь по сцене, а летаешь. Это какое-то особенное чувство свободы. Для радости в жизни не так много поводов, а сцена – место необыкновенно эмоционального самочувствия, которое доставляет эту радость. ” |
Я постоянно нахожусь в напряжении. Это довольно трудное состояние и для меня самой, и для моих близких. В работе часто это оказывается плюсом, потому что мобилизует: я полностью концентрируюсь на репетиции, на роли, на спектакле. А в обычной жизни невозможность расслабиться происходит, по-моему, от недоверия к себе самой.
Папа – военный, мы много колесили по стране, и в Забайкалье у мамы была своя кукольная студия – она сама шила кукол, ростовых и марионеток, придумывала спектакли, а я с четырех лет рядом с ней мечтала о театре.
У меня были сложные отношения в школе. Это уже в Татищево, где мой дядя был одноклассником Евгения Миронова. В пятом, кажется, классе нам задали сочинение про будущую профессию, и я написала, что хочу стать артисткой. Это вызвало в классе бурный взрыв эмоций. Дразнили, что я с куколками буду выступать – в кукольный театр пойду. А тут еще точные науки давались нелегко, как, впрочем, многим актерам. Тоже повод для насмешек.
В день спектакля я очень рано прихожу в театр – это привычка еще со студенческих лет. Дома мне все мешает. А в театре наоборот – легче сосредоточиться, искать сегодняшний сценический образ в себе, ощущать, как он постепенно проявляется через глаза, прическу, костюм.
Новая роль с новым режиссером до меня доходит не сразу. Я должна понять и почувствовать свою героиню до нюансов. Тогда только могу подходить к воплощению образа. А есть особенного таланта артисты, которые как будто сходу «впрыгивают» в роль, пробуют, репетируют легко и уверенно. Это не про меня. Зато в экстремальных ситуациях собираюсь мгновенно – ни страха, ни оглядки.
Ощущаю себя человеком странным. Я пришла на театральный факультет после дирижерско-хорового отделения училища культуры – вся такая русская народная, привычная петь и выступать. Да еще плюс двадцать пять килограммов к своему нынешнему весу. Излишняя открытость и наивность очень мне поначалу мешали. Слишком лучезарной я была.
Иногда роли требуют развития некоторых черт характера: для Лидии Чебоксаровой в «Бешеных деньгах» нужна женская стервозность. Эта роль досталась мне после достаточно большого перерыва в творческой работе и мне было очень страшно. Теперь это мой любимейший спектакль.
Когда я преподавала в колледже культуры, среди моих студентов были заочники, некоторым было лет по пятьдесят и больше. Они приезжали на двадцать дней, а ты за это время должен был выдать какой-то реальный результат совместной работы. Это было очень интересно – дать человеку то, что пригодится в дальнейшей работе. Меня ругали за то, что ученики ломали шпаги. А я настаивала, что фехтовать на палках перед сдачей экзамена невозможно.
Поначалу я винила себя за то, что не получилось «закрепиться» в Москве. Это была очень жестокая школа жизни. Порою мне было крайне тяжело. Было страшно при мысли, что годами придется бегать по бесконечным кастингам и тратить себя на всякую ерунду. Даже при полном отсутствии денег я отказывалась от «Часа суда» и тому подобных предложений – стыдно было перед Александром Григорьевичем Галко. Можно прекрасно работать в Саратове, играя замечательные роли. Или годами ждать своего часа в Москве. Разменивая себя на глупости. Тому есть немало примеров. Недостаток души – одно из главных свойств московской жизни. Я вернулась с чистой совестью и совершенно об этом не жалею.
Если тебе удается соответствовать роли, то ты не движешься, не ходишь по сцене, а летаешь. Это какое-то особенное чувство свободы. Для радости в жизни не так много поводов, а сцена – место необыкновенно эмоционального самочувствия, которое доставляет эту радость. Эмоции меня переполняют на сцене – и счастливые, и драматические, если это необходимо. С этим чувством полета ничего не может сравниться. Если ты его испытал, ничего его уже не заменит. Никакие бытовые или финансовые проблемы меня не способны отвлечь от театра, от любимого дела, к которому я долго шла.
Я слишком мягкая, слишком терпеливая. В отношениях с мужчинами это плохо. Главное в мужчине – чувство ответственности, а в женщине, наверное – умение быть послушной, следовать за мужчиной. Если мы меняемся ролями, и этот перевертыш происходит, – всё рушится.
Не понимаю, как я жила до рождения дочки. Как мне могло не хватать на что-то времени? Как я могла говорить, что устала? Или не успевать что-то сделать? Теперь главное – сохранить себя, чтобы успеть как можно больше дать своему ребенку.
Стараюсь как можно большим вещам в жизни научиться. В колледже играла на пяти музыкальных инструментах – гармони, балалайке, гитаре, фортепиано, аккордеоне. Курсы всякие разные окончила, занималась массажем, сейчас обучаюсь парикмахерскому искусству. С огромным удовольствием пою. Когда училась, участвовала в конкурсе имени Руслановой. Если случаются роли с вокалом – это такое удовольствие. Мечтаю сделать свою вокальную программу.
Александра Григорьевича Галко я считала и считаю своим вторым отцом. Это великое счастье, что я попала к нему на курс. Бывает так стыдно, что редко видимся. Он больше, чем мастер. Ощущение курса как семьи сохранилось до сих пор. Практически весь курс был недавно на отмечании нашего десятилетия. Александр Григорьевич взял наши сердца, взял наши души. И это осталось навсегда.
Мои близкие с огромным пониманием относятся к моей работе. Мы теперь живем все вместе в большом доме, и все мне по возможности помогают.
Счастье – играть на сцене самой и получать удовольствие от игры своих партнеров.
Театр – это место, где работают душой. И работает душа. Это соединяет актеров и зрителей. Такое редко где можно встретить.
В театре учишься всему. Если умеешь крутить сальто или кататься на велосипеде – замечательно. Если нет, то с приходом нового режиссера окунаешься в его мир, его видение, его замысел и готов осваивать этот новый мир и всё, что необходимо для жизни в нем – любые новые умения.
Записала Ольга Харитонова
Фото Алексея Гуськова