Новости

И корабль плывет: идут репетиции первой премьеры нового сезона


1 октября наш театр открывает 211-й сезон премьерой спектакля

«Дом, где разбиваются сердца».

Дом, где разбиваются сердца

На фото Алексея Леонтьева с репетиции спектакля – Григорий Аредаков и Владимир Назаров

Самый знаменитый после Шекспира английский драматург ирландского происхождения, сын портного и убежденный вегетарианец Джордж Бернард Шоу, упрекаемый Львом Толстым в шутовстве, стал свидетелем двух Мировых войн и советского социалистического строительства, ненавидел монархию, отказался от получения Нобелевской премии и прожил 94 года, прослыв одним из самых проницательных писателей в истории литературы.

«Огромного роста, худой, прямой, с виду похож не то на Господа Бога, не то на весьма злокозненного сатира, – вспоминал о Бернарде Шоу писатель Карел Чапек, – у него белые волосы, белая борода и очень розовая лысина, нечеловечески ясные глаза, большой воинственный нос; в нем есть что-то рыцарское, напоминающее Дон Кихота, что-то апостольское и что-то, позволяющее относиться с иронией ко всему на свете и к самому себе. Я никогда в жизни не видел существа более необыкновенного».

Можно спорить, какое из театральных произведений Шоу принесло ему большую славу – «Пигмалион» или «Дом, где разбиваются сердца»? Но оба эти текста, созданные практически одновременно (написание второго было приостановлено Первой Мировой войной), вот уже столетие не сходят с подмостков отечественной и зарубежной сцены.

Публикация «Дома, где разбиваются сердца» сопровождалась развернутым предисловием, в котором автор признавался в своей любви к Антону Павловичу Чехову: «У русского драматурга Чехова есть четыре прелестных этюда для театра о Доме, где разбиваются сердца («Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Чайка»), – писал он. – Толстой в своих «Плодах просвещения» изобразил его нам, как только умел он – жестоко и презрительно. Толстой не расточал на него своего сочувствия: для него это был Дом, где Европа душила свою совесть. Чехов был более фаталист и не верил, что эти очаровательные люди могут выкарабкаться. Он считал, что их продадут с молотка и выставят вон; поэтому он не стесняясь подчеркивал их привлекательность и даже льстил им».

Коммерциализация английского театра вызывала крайнее раздражение и неприятие Бернарда Шоу. «В Лондоне нет театров для блага народа, – сетовал он в том же предисловии к «Дому». – Их единственная цель – приносить владельцу возможно более высокую ренту. Если квартиры, схожие с соседними, и кровати, похожие на соседские, приносят на две гинеи больше, чем Шекспир, – побоку Шекспира, в дело вступают кровати и квартиры. Если бессмысленная стайка хорошеньких девочек и комик перевешивают Моцарта – побоку Моцарта». Открывая новый сезон пьесой мудреца и мыслителя Шоу, наш театр солидаризируется с ним в сопротивлении этому разрушительному процессу.

Бернард Шоу назвал свою пьесу фантазией в английском стиле на русские темы и поселил героев в дом, построенный наподобие старинного корабля с высокой кормой и окнами в виде иллюминаторов. Здесь ясным сентябрьским вечером собираются гости и семья морского капитана Шатовера, живущего со старшей дочерью и ее мужем. Сюда приезжает его младшая дочь, губернаторская жена. Здесь же неожиданно оказывается юная девушка со своим отцом и немолодым женихом-промышленником. Любовные перипетии и личная жизнь персонажей становятся отражением большой истории, творящейся за пределами частных владений Капитана. А блестяще написанные, полные иронии и глубинного постижения жизни диалоги обитателей Дома, позволяют актерам и зрителям осуществить увлекательное и рискованное погружение.

Постановку спектакля осуществляет хорошо знакомый саратовским театралам заслуженный деятель искусств России Александр Плетнев. Сценография и костюмы Сергея Рябинина. Капитана Шатовера сыграет народный артист России Григорий Аредаков. В роли девушки Элли на нашей сцене дебютирует дипломница его актерской мастерской в театральном институте Вероника Виноградова. В спектакле заняты заслуженные артисты России Игорь БаголейЭльвира ДанилинаВладимир Назаров, артисты Любовь ВоробьеваАлександр Каспаров и Юрий Кудинов.