Пресса

Пресса


«Мой бедный Марат» в драме. Философия счастья в условиях блокадного Ленинграда


«Мой бедный Марат» в драме. Философия счастья в условиях блокадного ЛенинградаОчередной сезон, вместивший в себя артхаусный «Танец Дели», булгаковско-мольеровскую «Кабалу святош», бенефис Игоря Баголея и т. д., театр драмы решил завершить постановкой «Мой бедный Марат». Пьесы Алексея Арбузова давно и заслуженно любимы театральными режиссерами. За искренность, простоту и за главное в арбузовской философии - желание быть счастливым вне зависимости от предлагаемых обстоятельств.


Место и время действия — блокадный Ленинград. В доме, который по чистой случайности остался невредимым, в одной квартире встречаются Марат (Александр Каспаров) и Лика (Вероника Виноградова). Жилплощадь принадлежала семье Марата, но Лика, потерявшая всех близких, нашла ее нежилой и решила переждать там какое-то время. Девушке — 16 лет, парню — 17. Днями на пролет они заняты мыслями о том, как согреться, прокормиться и помочь тем, кому это необходимо. Лика вступает в отряд, который находит умерших ленинградцев, Марат вместе с товарищами пытается наладить водоснабжение родного города. На фоне всех ужасов блокады посылка с фронта со сгущенкой и тушенкой превращает день рождение Лики в сумасшедшее пиршество.

Стоило только молодым людям проникнуться друг к другу не только добрососедскими чувствами, как в их квартире появляется третий жилец. Их ровесник, философ и поэт со странным именем Леонидик (Григорий Алексеев) приходит в поисках дерева для растопки, а остается навсегда. Его лечат, ставят на ноги, и Леонидик влюбляется в Лику. 


Рвавшиеся на фронт молодые люди возвращаются с войны живыми и почти невредимыми. «Почти», потому что Леонидик лишается руки, а Марат — бескомпромиссной решительности. Имея звезду Героя СССР на груди влюбленный парень уступает место рядом с Ликой другу. Ни о каком силовом решении спора и речи быть не может, после всего пережитого они больше, чем друзья, больше, чем братья.

Называть ситуацию любовным треугольником язык не поворачивается. Скорее это клубок взаимных влюбленностей, воспоминаний и нежелания причинить хотя бы малейшую боль ближнему. Все трое отчаянно боятся быть счастливыми. В постановке режиссера Владимира Берзина, как и в пьесе Алексея Арбузова, действия растянуты на многие годы вперед. У зрителей есть возможность понаблюдать за тем, сможет ли время излечить раны героев или нет. 


Несмотря на романтическую подоплеку спектакля здесь едва ли наберется несколько улыбок и поцелуев. Лика в исполнении Вероники Виноградовой предстает девушкой без страха и упрека, умеющей держать лицо в любой ситуации и разговаривать с влюбленными в нее мужчинами с металлом в голосе. Она рубит фразы, чаще отвечает односложно, чем развернуто. У Александра Каспарова, то есть Марата не остается вариантов кроме как подстроиться под «холодок» возлюбленной. Григорий Алексеев в роли Леонидика в этой ситуации выглядит хотя и слегка чудаковатым, но самым человечным и трогательным из персонажей, максимально отвечающим своей чуткой игрой камерным потребностям аудитории в условиях Малой сцены.

«Мой бедный Марат» наверняка займет место в афише нового сезона саратовского драмтеатра. Так что у актеров есть еще достаточно времени для того, чтобы довести спектакль до уровня безукоризненности.

Екатерина Ференец
9 июня 2015
Электронное периодическое издание «Фокус города»


Возврат к списку