Пресса

Пресса


ОДНАЖДЫ НА БРОДВЕЕ


Мастер курса выпускников театрального института Игорь Баголей вместе с Любовью Баголей, педагогом курса, замахнулся, нет, не на Вильяма нашего, Шекспира…

…но тоже на очень даже знаковую фигуру. Вуди Аллен -американский кинорежиссёр, актёр-комик, продюсер, четырёхкратный обладатель премии «Оскар», писатель, автор многочисленных рассказов и пьес, джазовый кларнетист. Создал авторского кино.Тем более, наши отважные земляки взяли не его пьесу «Бог», написанную в 70-х годах (несмотря на некоторый успех, Нью-Йорк тогда не покорившую). Нет, они обратились к фильму Аллена по тому же сюжету, снятому через 20 лет .
Сценарий «Пули над Бродвеем» отсылает в Нью- Йорк 20–х годов - блестящими капотами старых машин, их крупными фарами, одетыми в яркое солистками кабаре, традиционно черными людьми Валенти, поделившего с «дружественной» мафией зоны влияния в мегаполисе.

Перевод киноязыка на язык театральный чреват потерями: исчез образ мегаполиса, шикарно поданного кинокамерой. Но остался Бродвей – манящий мир театра и успеха для всех провинциальных актеров и режиссеров. Постановщик усиливает его привлекательность рефреном образа кабаре. Точнее, «дарк кабаре» (как определен жанр спектакля). Девушки в коротких пышных юбочках, с длинными конскими хвостами (согласно моде тех лет) ритмично двигаются, мило поют. Поют здесь «вживую» и куда больше, чем в фильме. Звучат незабвенные песни Синатры, Дитрих, Меркьюри, Уайнхаус . Вокал выдают тут и главные герои.

Самый «главный» из них – драматург Дэвид Шайн (Алексей Соколков), отправляющийся за удачей в театральную столицу Штатов. Он и внешне походит на забавного в своих круглых очках автора фильма.Как бы легкий шарж на Вуди. По сюжету Дэвид Шайн хочет поставить собственную пьесу , и театральный агент находит ему спонсора - мафиози Ника Валенти (Никита Кузин). Только там непременно должна быть роль для бездарной любовницы Ника Оливии, певички кабаре. Зато согласились поучаствовать в постановке два известных актера. Пьеса амбициозного провинциала скучна, аморфна, диалоги просто чудовищны.

Тут в игру вступают знаменитые парадоксы Аллена.То, что гангстер финансирует постановку – не такое уж нынче диво . Но это еще не все: гениальным драматургом, сначала немного поправившим беспомощный текст, постепенно вошедшим во вкус и просто его переписавшим, оказывается телохранитель Оливии Чич (Дмитрий Ширин). А она-то его иначе как Франкенштейн не называла! Следующий великолепный ход: эстетичный Чичи убивает Оливию, своими отвратительными ужимками испортившую «его пьесу», как когда-то в Палермо его отец застрелил плохого певца. Исключительно - из любви к искусству.

И финал не в духе голливудских «хеппи-эндов». Возведенный драматургом-мафиози на Олимп славы, обласканный Бродвеем Шайн бросает его и возвращается в провинциальный Питсбург. Бацилла успеха – «американская мечта» – уже проникла в этого парня, но не пустила пока глубокие корни. Да и прелестный очкарик Эллен (Нина Кучерук), как выяснилось, любит именно его, а не его творчество. Аллен обожает такие сюжетные зигзаги.

Постановщик спектакля углубил образ подружки Дэвида.В фильме она легкомысленна, охотно вступает в связь с их общим другом Флендером, драматургом еще менее удачливым , чем Дэвид.В спектакле Эллен , узнав об интриге возлюбленного с известной актрисой, молча собирает чемодан.А близкие отношения с Флендером она придумала, чтобы заставить Дэвида поревновать.

Танцы в кабаре больше обозначены, чем показаны, но в антураже Юрия Наместникова (огни и вертикали небоскребов, выразительные стилистические цитаты из «раньших» времен) смотрятся хорошо. Как и эффектное появление американской мафии итальянского происхождения. Какие-то опереточные злодеи, вполне в духе театра в театре. Мрачноватым шармом наделен один Чич (удачная работа Дмитрия Ширина).

Оливия (Влада Игнатьева) была бы неотразима…если б не ее ввинчивающиеся в уши голос и смех. Как и прописано в сценарии.Уж не за голос ли получила бедняжка пулю в лоб от палермского театрала? Значительна Хелен в исполнении Натальи Карповой. Запоминается экспансивная Памелла (Яна Дубровина).

Спектакль, уверяю, ничего бы не потерял, если б, пардон, «задница» и ее разные синонимы встречались тут не столь часто (куда чаще, чем в оригинале). Как и назойливые манипуляции с ширинкой.Тут следовало бы поучиться у великого Аллена. Ни одной пошлой любовной сцены в американской комедии 94-года выпуска! - Фантастика.

Наших постановщиков давно тянуло на нью-вестерн или что-то в этом духе. Помнится, в классическую пьесу плаща и шпаги они тоже вводили пистолеты и прочие такие штуки. Рискнули и сейчас, превратив интеллектуальную (черную) комедию Вуди, как ее обозначили кинокритики, в «черный» мюзикл («dark» по-английски темный) Но кто не рискует, тот не пьет шампанское. Ребята Баголеев могут праздновать очередную победу. Они отлично справляются со своими ролями и непростыми сценическими задачами.


Ирина Крайнова
13 ноября 2015
САРЫТАУН.АРТ


Возврат к списку