Пресса

Пресса


Олег Табаков: «Я просто не устал любить…» 


Знаменитый актер привез в родной Саратов спектакль «Юбилей ювелира»

Олег Табаков: «Я просто не устал любить…»


Свой 80-летний юбилей Олег Табаков отметил премьерой, которая, как и каждая работа режиссера Константина Богомолова, вызвала много споров, — «Юбилей ювелира» по пьесе Никола МакОлиффа. И вот, в юбилейный год, Олег Павлович привез в Саратов, на свою родину, этот спектакль. Казалось бы, вполне бенефисное название, но здесь-то и кроется подвох, пьеса, пестрящая чисто английским юмором, вовсе не развлекательное действо, это разговор о жизни, о смерти и о любви. Ювелир готовится к концу (с онкологией не поспоришь), но стремится дожить до 90-летия, потому что в этот день к нему должна зайти на чай сама английская королева.


Смерть стоит того, чтобы жить


Перед двухдневным марафоном Олег Павлович ответил на вопросы журналистов, со свойственным ему чувством юмора, оборвав вопрос об отождествлении с главным героем встречным: «В том смысле, что я скоро умру?» Но продолжил уже серьезно: «Обычно юбилей составляется большей частью из торжественно-костюмно-комических представлений. А это такие соображения и мысли, которые пришли мне в голову, когда мне было 29 лет. Я довольно много работал, лет за шесть сделал десятки ролей и получил инфаркт. Какие-то уроки извлек из этого, хотелось поделиться с вами…»


На сцене комната, обстановка которой довольно скудна, все разговоры ведутся за столом, который стоит по центру, а на четырех экранах — крупный план с разных ракурсов. Константин Богомолов четко следует выбранному стилю, мы это видели уже в спектаклях «Год, когда я не родился» и в «Карамазовых», из которых взят и другой прием — титры, которые привносят в пьесу новый смысл, проговаривают то, что необходимо режиссеру. Эти титры, по-цоевски лаконичные простые предложения, бьют наотмашь по нервам, от них перехватывает дыханье, их простота гармонична разговорам на сцене, но в них есть знание, которым не обладают герои. «Умирая весной, ты просто умираешь весной». Смерть — закономерный итог каждой жизни, принять который нужно «как подарок от мамы и папы». В «Юбилее ювелира» титры не только вспомогательный элемент режиссерского стиля, они уже в соавторстве рассказывают иную драматургическую историю о естественной красоте Смерти, как красоте природы.


Любовь стоит того, чтобы ждать


Чем обусловлен выбор именно такого материала в качестве юбилейного? За кажущейся простотой текста вырастают истории Любви. Вот Наталья Тенякова в роли Хелен проникновенно и в то же время буднично говорит о своей любви к Морису, а вот она же в роли королевы признается ему, что хранила память об их встрече на протяжении шестидесяти лет. А вот Олег Табаков (Морис) говорит о том, что любил, но влюблен был лишь однажды. Тонкий, ироничный, не принимающий всерьез врачебный приговор — ему надо непременно дожить до юбилея, он ведь готовился к этой встрече шестьдесят лет, — заставляет сопереживать даже свою сиделку Кэти (Дарья Мороз). Каждый из героев и каждый в зрительном зале становится сопричастным этой необыкновенной истории о встрече с королевой, и именно эта встреча, перед которой отступает даже смерть, оказывается на первом месте и для Мориса, и для королевы, и даже для Хелен, которая не верит, но не перестает любить своего мужа, и даже для Кэти, готовой помочь своему пациенту.


Спектакль о мечте, которая была в жизни Мориса, но причинила боль его близким, о жертве, на которую мы готовы идти ради любви. Глубокий, проникновенный разговор со зрителем — настоящий подарок юбиляра.


— Даже не знаю, не хочется, как говорится, выглядеть фраером, но немало я натворил. Ну, может только по части киноролей Джигарханян обогнал… Я шучу, без юмора об этом говорить неловко, я не дурак, наверное, вы видите, в общем-то и не пошляк, я просто, как ни странно, не устал любить занятие актерским делом и по-прежнему испытываю чувственную радость", — к этим словам Олега Павловича хочется добавить и работу Театральной школы Олега Табакова, которая открывает новые таланты в провинции. Так, через полгода Олег Павлович обещал вернуться в Саратов со спектаклем, главную роль в котором исполнит Юлиана Гребе, «девочка из города Энгельс», а ныне студентка четвертого курса этой школы.

Светлана Дергачева
21 ноября 2015
«СвободнаяПресса»

Возврат к списку