Пресса

Пресса


Какая хорошая девушка!..

Саратовский театр драмы поставил пьесу ростовского журналиста Выпускник физфака РГУ, в прошлом газетчик, нынче редактор ростовского журнала "Кто главный" Сергей Медведев успел стать лауреатом конкурса молодых драматургов и победителем фестиваля "Новая драма", а при этом пьесы начал писать всего пять лет назад. Зато сегодня его "Жаба" и "Парикмахерша", "Представление о любви" и "Волшебное платье" идут на сценах Германии, Венгрии, Москвы, Киева, Перми, Прокопьевска, Великого Новгорода, родного Ростова-на-Дону.

Премьеру "Парикмахерши", самой популярной трагикомедии Сергея Медведева, сыграли на днях и в Саратовском академическом театре драмы. Режиссер-постановщик - Константин Солдатов, сценография Николая Слободяника, хореограф - Оксана Шматенок. Театр определил жанр нового спектакля как "городской романс".

Сам драматург говорит, что основа этой истории - реальная: "Я всегда внимательно читал приходившие в редакцию письма, мне интересны человеческие истории. Запомнил эту заметку из криминальной хроники: как уголовник дважды убивал женщину, но она выжила". А потом Медведев увидел за конкретной заметкой универсальную, символическую историю и написал текст пьесы. Внешне очень простой, даже бытовой, но при этом пронзительно глубокий, чуткий и сострадательный. Печальную философскую притчу.

Хотя куда уж проще. Провинциальная девушка "за тридцать", знакомый образ из сферы обслуживания (в первоначальном варианте автор хотел сделать Ирину продавщицей). Бесконечно ровняет виски и затылки в парикмахерской "Весна", любит Меладзе и Пугачеву. Заочница. Не в институте учится, с зэком переписывается, которого в глаза не видела.

Шукшинская "Калина красная" сорок лет спустя? Только мятущегося, рвущегося к честной жизни героя не наблюдается. Через двадцать минут спектакля понимаешь, что ничего хорошего с этой Ириной не случится. Ты бы очень этого ей желал, а уж как она сама верит в большую любовь - но не случится. И Москва с женихом не случится, и вся романтика придумана, лишь ужас жизни реален.

Вечная жертвенность, вечная наивность. Как поется в русской женской песне, "если я тебя придумала, стань таким, как я хочу". А если нет, если каким ты был, таким ты и остался - жестоким обманщиком и убийцей, все равно я тебя люблю. И все равно попрошу на суде для тебя снисхождения.

Ведь я же не умерла, а ты все-таки отец моего ребенка. И я вновь буду вздыхать над твоими жалостными письмами.

Ну не дура ли эта парикмахерша? Правильного пожилого судью не слушается, на искренние чувства простого честного пожарного ответить не способна. С первым мужем, художником и алкоголиком, сколько возилась, а теперь и вовсе из всех нормальных людей уголовника выбрала. Это что, судьба такая?

По словам Сергея Медведева, сегодня "современная драматургия может объединить совершенно разные вещи - кино, цирк, поэзию, музыку, живопись, традиционный театр". В саратовской драме у создателей "Парикмахерши" в придуманной художником Николаем Слободяником песочнице (не взрослая ответственная жизнь, а вечные детские игры, честное слово) объединить получилось многое.

Кажется, идеально подобран актерский состав. Очень старается исполнительница главной роли Дарья Родимова, для молодой актрисы это важнейшая работа. Ее старшую напарницу точно играет Евгения Торгашова. Отдельное удовольствие - мужские роли. Спектакль идет на Малой сцене, глаза в глаза, и никакой фальши зрители не видят в работах Валерия Малинина, Александра Кузьмина, Владимира Назарова, Александра Каспарова.

И сама она виновата, эта парикмахерша, и сколько жизнь ее не учит - все мало, и незачем ей сочувствовать. Только сердце почему-то жмет: девушка-то хорошая.

Болит - значит живое. Спасибо завлиту театра Ольге Харитоновой за выбор пьесы и приглашение автора. Обязательно посмотрите спектакль.

Валерия Каминская

20 апреля 2011

Неделя области


Возврат к списку