Пресса

Пресса


Серебряный шнур театра не рвётся

САМАЯ ЧЕЛОВЕЧНАЯ

Представляем самые заметные, по версии «ЛГ», издания по истории искусств 2010 года

«На что ушла моя жизнь»: Книга о Валентине Ермаковой / Составитель и редактор О. Харитонова. – М.: Новое литературное обозрение, 2010. –160 с.: ил. – 1000 экз.

Год назад в Музее-квартире К.С. Станиславского проходила презентация книги, о которой наши читатели знают, – «Великое культурное противостояние», – посвящённой Анне Гавриловне Бовшек. Её составил народный артист России Авангард Леонтьев, издание отмечено как лучшая просветительская книга года. Мы с Евгением Мироновым бродили по этому удивительному дому, рассматривали чудом сохранившиеся экспонаты, потом он говорил в своём выступлении, как важно не забывать учителей. Ведь именно Бовшек выделила когда-то мальчика Гарика Леонтьева из студии художественного слова при Московском доме пионеров… Прощаясь, Евгений Витальевич сказал: «Да, надо долги отдавать. Книгу пора выпускать».

Речь шла как раз об издании, увидевшем свет буквально через несколько месяцев. Акция по поддержке театральных инициатив при Совете по культуре и искусству при президенте России, которой руководит Миронов, выделила грант на его выпуск. И теперь смотрит на нас с обложки Валентина Александровна Ермакова (1924–2003). Замечательная провинциальная (в высоком смысле слова) актриса, народная артистка СССР, лауреат Госпремии и премии им. Станиславского (выходит, что разговор с её любимым учеником в музее великого режиссёра не был случайным).

Олег Табаков, который ребёнком запомнил ермаковскую Алёнушку в саратовском ТЮЗе, пишет в предисловии: «Она прошла полный курс подъёмов, бед, взлётов и падений. И дело не в том, каких официальных званий она достигла, а в том, что вовремя поняла, что жизнь на ней не кончается, что «серебряный шнур» театра не должен оборваться, что достоинство художника заключается и в том, чтобы сделать всё для передачи его в руки тех, кто приходит после».

Ольге Харитоновой удалось собрать, наверное, всё или почти всё, связанное с Валентиной Александровной. Здесь и собственные воспоминания актрисы – внутреннее путешествие, где никто и ничто не ограничивало её маршрутов. «Она словно ещё раз проживала свою жизнь под бесстрашным и беспощадным прицелом открывшегося ей самой нового взгляда», – подчёркивает составитель. Но после второго инсульта Валентина Александровна уже не встала. И тогда разговор о ней продолжили её ученики и коллеги.

Летом, предваряя выход книги, «ЛГ» напечатала очень личные воспоминания Евгения Миронова о своём педагоге, увеличив будущий тираж на 148 тысяч экземпляров. Жаль, что не нашлось на газетных полосах места для текста режиссёра Александра Дзекуна «Контесса, или Радость бытия» – настоящего очерка нравов провинциального театра, взаимоотношений артистов, любви-ненависти-зависти. Актриса Галина Тюнина нашла очень точные слова для рассказа о Валентине Александровне, от которой она ушла (!) со второго курса, уехала из Саратова и устроилась в детсад. А потом «кто-то из ребят с курса позвонил мне и передал просьбу Ермаковой, чтобы я вернулась». Будущая звезда театра Фоменко села в поезд… «Она ни словом, ни намёком, ни тогда, ни потом не напомнила о скандале, который случился. Как будто не было ничего, будто я вышла погулять и вернулась». Таково было силовое поле таланта Валентины Александровны. И если б не оно, Максим Матвеев не работал бы сейчас в МХТ и не снимался в кино, не скрывался бы от папарацци с красавицей-женой, а был бы, скорее всего, юристом. «Она выдернула меня из совсем другой жизни, привела в профессию и всегда чувствовала свою ответственность за этот поступок, старалась, чтобы я не пожалел».

А серебряный шнур театра – в том числе благодаря уважительной, искренней, благодарной книге – не оборвётся...

Леонид Колпаков

«Литературная газета» №52, 2010


Возврат к списку