Пресса

Пресса


Новый Ершалаим

Молодой человек,артист Саратовской драмы (ученик Григория Аредакова), написал литературный,достаточно смешной, в меру «чернушный» и в чем-то очень трогательный текст. Короткие рассказы Игоря Игнатова в сценическую композицию «Город ангелов» превратили московский режиссер Даниил Безносов и ведущий артист театра Виктор Мамонов.

На Малой сцене драмы оживает уездный город Ершалаим.Или, как его называют -Ершов, районный центр на самой границе Европы и Азии. Узор металлических конструкций встретился с красным кирпичом стен (выразительные декорации Юрия Наместникова).Как же без них? Крупная железнодорожная станция и великий долгострой Ершова - красная стройка главные приметы маленького городка.

«Несмотря на запреты, или, наоборот, благодаря тому, что запретный плод сладок, я не знаю ничего вкуснее картошки, запеченной в углях на красной стройке. Именно здесь, среди репьев в человеческий рост, я впервые научился ловить и жарить на костре лягушек и голубей… Территория красной стройки огромна, она занимает целый квартал. Это традиционное убежище извращенцев, алкашей и влюбленных. В центре, рядом с самим зданием стоит на рельсах башенный кран, с которого видно практически весь город. А на самом конце стрелы - гнездо чаек, из которого я на спор достал птенца, несмотря на активные протесты родителей», - ностальгически описывает ее Рассказчик в спектакле «Город ангелов».Эту роль с видимым удовольствием играет старший из драмовских ершовцев - Виктор Мамонов.Егора в юности изображает актер с романтической внешностью Максим Локтионов ( сыгравший не так давно в фильме-сказке).А его любимую девушку Янку-фортепьянку - вернувшаяся в театр белокурая красавица Александра Коваленко.

Состав актерский здесь дивный, все они большие юмористы и таланты.Взять хоть бы появившуюся, наконец, после болезни блистательную характерную актрису Евгению Торгашову (Бабушка).Она разыгрывает один из самых смешных игнатовских сюжетов - в погребе.Или крепыш Денис Заржевский по прозвищу «Зараза» ( неподражаемо играет его Андрей Казаков). Или герой Александра Каспарова Ангел.Этот актер может сыграть все, от принца Датского до уличного музыканта.Его Ангел- бывший танкист, худущий, сутулый,с безумным взглядом , чем-то очень похожий на своего верблюда . Он смешон и страшен,как одновременно веселят и пугают нас сумасшедшие.

«Раз в пятилетку от государства ему причитался запорожец. Машина стояла нетронутой среди верблюжьего навоза, до очередной пенсии. Потом Ангел с трудом запихивал протез в дверь запорожца. Может, ему казалось, что он в танке, а может, он был просто пьян, но в тот же день Ангел разбивал машину», - емко и кратко описывает его автор (как , впрочем, и всех своих героев).У Ангела жил верблюд, которого он все время таскал за собою, а потом почему-то зарезал. Когда Ангел-Каспаров только еще появляется на сцене и отрешенным взглядом окидывает своего горбатого питомца ( его смешно играет Игорь Игнатов), уже понимаешь, что дни того сочтены.

Идеально вписались в актерскую команду спектакля и Тетя Малина с Дядей Сашей (Светлана Москвина и Валерий Малинин ).Комические роли очень идут этому, казалось бы, всегда серьезному актеру. Знакомство тети и дяди в молодости подано не без лиризма вначале и с нескрываемой иронией потом. «Она была не из робких. Дядька хотел бросить ее, когда она залетела в семнадцать. Но тетка перебила все стекла в бабулином доме и так познакомилась с родителями будущего супруга», - комментирует метаморфозу скромной девушки Рассказчик. Какой уж тут лиризм!В Новом Ершалаиме у женщин должна быть крепкая нервная система,иначе там просто не выживешь.

Каждый раз, когда мальчишки уходят на запретную красную стройку, как заклинание, повторяет бабушка одну и ту же фразу: «Только не нырять!» (подвал стройки затоплен и соединяется с прудом). И каждый раз ей приходится спасать кого-нибудь: растворять в керосине занозу величиной с палец, надевать на голову пакет с керосином от вшей , отчищать деда, смывая «элегантные черные перчатки» и блестящие калоши из грязи на босу ногу. Он упал с моста «в местный Гольфстрим, который тек из бани».

Режиссер-постановщик,талантливый ученик Сергея Женовача, облек иронично-лиричное повествование прозаика в сочную сценическую форму. Стремительный темпоритм, запоминающиеся песни,комичные повторы сцен и реплик, обилие движущихся ширм-декораций. Они то и дело обыгрываются откровенно веселящимися актерами.

Живется, в общем-то, «хреново» в некоем «штатце Айова», где всё пьют да пьют.Но спектакль недаром называется «сентиментальным путешествием».Все смягчено, сглажено взглядом героя «из детства» и в детство - из городской серой беспросветности. И тогда у безумного танкиста прямо на костылях вырастают маленькие крылышки (мальчишек, провалившихся под лед, спас именно он). Да и у Бабушки уже «растут» : « Моя бабушка была ангел. Если мне было плохо, она утешала меня».И, вероятно, у Янки -Красы неописуемой и Первой любви Егорки.

Эти пацаны пропадали на стройках и в залитых водой подвалах, проваливаясь под лед, уходя на дно, пытаясь пить, курить, познать женщину.Увы, мальчишки не растут только на манной кашке и бабушкиных наставлениях.Иначе они не были б мальчишками и никогда не стали бы мужчинами. Но в конце концов им приходится бросать свои маленькие городки с железной дорогой и красной стройкой.Или их ждет судьба Ангела-танкиста, Вовки -десантника, Янки,талантливой пианистки, носящей передачи мужу в тюрьму.

«Вообще-то я не верю, что кроме Ершова еще есть там Москва, или еще что-то… Мираж это степной. Ты к нему едешь, едешь, а он не приближается», - лукаво заканчивается повествование в рассказах и в спектакле.Поезд в Детство никогда не приближается к искомой точке.

Ирина Крайнова

Новые времена

ноябрь 2010


Возврат к списку