Пресса

Пресса


В ожидании «Шара братьев Монгольфье»


В ожидании "Шара братьев Монгольфье"Саратовский академический театр драмы имени И.А.Слонова закрыл 213-ый сезон. 29 июня показал свою последнюю премьеру сезона - спектакль «Снимается кино» по пьесе Эдварда Радзинского.

Новый, 214-ый сезон, откроется 1 октября 2016 года. В этот день ведущие артисты труппы исполнят «Па-де-де» Татьяны Москвиной в постановке Юрия Николаенко. За этим спектаклем последует «Шар братьев Монгольфье» Вадима Леванова (постановщик Елена Оленина). Театр И.А.Слонова ушел в отпуск не совсем традиционно: с подробной презентацией в социальных сетях готовящихся премьер. Промоакция?..

«Убийства! Девушка жила в соседнем доме, приветливая, тихая. К ней ходил нотариус. Оказалось, что она больна, нотариус ее пристрелил. Восьмилетний мальчик заблудился за городом ночью, запутался в сетке ракетной установки. Часовой его пристрелил. Лютует шайка Одноухого. Убийства в драках и на любовной почве суды уже не рассматривают». В предвкушении будущих спектаклей Академдрамы и при чтении пьес в памяти всплыл именно этот отрывок сценария «Каково же было их удивление...» Александра Володина. Очень напоминающий сводку новостей сегодяшнего дня, он бьет в самое сердце настроением. Читается в нем какая-то горькая незащищенность души перед цинизмом. И тоскливый, совестливый поиск человеком СЕБЯ. Наша Академдрама как никакой другой театр последовательна и трогательна в поиске пронзительной володинской интонации. И дело далеко не только в успешных «Пяти вечерах» (режиссер Ольга Харитонова), c 2009 года с переаншлагами идущих на Малой сцене. Репертуар театра имени И.А.Слонова представляет собой интертекст глубокого содержания, главный message которого заключается в превращении людей в ту благословенную володинскую духовно-интимную общность. И в этой связи становится совершенно очевидным, что рассказ театра о ближайших своих премьерах - приглашение к разговору на данную тему. И желание подготовить к нему.

Грустно осознавать, что твоим главным талантом была молодость, трансформация безоблачной юношеской мечты в инертную взрослую реальность тоже не добавляет радости. Об этом пьеса «Па-де-де».

Но как важно при этом не растерять себя! «Вступая в спор с близкими, ответьте себе на вопрос: вы хотите быть правым или счастливым»? - справедливо отметил мудрец. Иначе жизнь превратится в корзину воздушного шара, и по весу, и по клоустрофобическому ощущению замкнутости на своем эго. Об этом пьеса «Шар братьев Монгольфье».

Пьесы драматурга Вадима Леванова производят «хирургический» эффект. Они делают человеку больно, чтобы потом ему стало хорошо. Саратовские зрители уже имели возможность убедиться в этом в 2008 году, когда педагоги театрального института СГК Игорь и Любовь Баголей представили со своими студентами на сцене театра драмы дипломный спектакль «Выглядки». Его основу составили рассказ Антона Чехова «Спать хочется» и пьесы Вадима Леванова «Раз, два, три» и «Выглядки». История о детях, от которых взрослые отмахнулись раз и насегда, прозвучала беспощадно.
Какой полет ожидает в Саратове «Шар братьев Монгольфье», мы можем только предполагать. Но имя режиссера Елены Олениной позволяет догадываться, что постановка будет тонкой и светлой. Актриса по первому образованию, Елена Александровна знакома саратовцам по спектаклям «Я-актриса?!» (диплом «За лучший режиссерский дебют в жанре моно спектакля» на международном фестивале «Монокль» (Санкт-Петербург)и «Принц и нищий», которые поставила в саратовском ТЮЗе.

Помнится, как поразила изящная и филигранная постановка «Я-Актриса?!» И то, как режиссер тогда искренне прокомментировала «Известиям» свой скрупулезный (начиная со знаков препинания в названии) спектакль о неуловимости актерской грани между искренним переживанием и заученной ролью, между актерским и человеческим «я»:
«Сейчас возник вопрос о конкурсности при поступлении в театральный. Если раньше это был конкурс талантов, то сейчас к этому подмешался еще и конкурс кошельков. Наблюдение за этим приводит к выводу о том, что люди идут в профессию, не зная о ней ничего: «Я хочу славы, успеха, блеска, денег. Больше ничего мне в этой профессии не надо». Приходят и сталкиваются с проблемой. За них платят — и они считают, что вроде бы становятся актрисами. При этом они ничего не понимают в профессии. Поэтому очень резко падает уровень образования именно в актерской профессии. Те люди, которые талантливы, даже не понимают, что они талантливы. Они зачастую об этом даже не догадываются. Очень хочется, чтобы вырос уровень. Человек, «повернутый» на театре, пойдет туда без лишних дум — удариться, поставить лишний синяк или нет. У нас в спектакле все актрисы поломанные, потому что они одержимы этой профессией. И такие люди нужны сейчас. Кто она, Актриса? Человек, ко всем победам и трагедиям которого Её Величество Сцена безучастна. Давайте бережнее относиться к актерам».

«Давайте бережнее относиться друг к другу», - скажем вслед за режиссером. Необходимость в этом огромная. И театр драмы восполняет ее полностью. От этого ожидание будущих его спектаклей сродни октябрьскому дождю. Тоже володинскому: «Осенний дождь на улице. Не льет, не капает, не моросит - просто находится в воздухе». Спешите в театр.

Елена Маркелова
7 июля 2016
«Известия Саратов»

Возврат к списку