Пресса

Пресса


Как все нервны!

В Саратовской драме поставили знаковую пьесу Чехова неизбито и даже увлекательно. Как удалось это сделать с «Чайкой» - пьесой, которая провалилась при жизни автора на первом же представлении, а со временем как-то « засушилась», «закостенела» в бессчетных постановках, став притчей во языцех, предметом бесчисленных пародий и капустников, для меня загадка.Грешница, «Чайку», я не люблю(теперь могу сказать - не любила).Может быть ,я слишком впечатлительная, и частые нервные вскрики Заречной в 4 действии («Я- чайка, я- чайка!») так на меня действовали. Или акунинская пародия на культовую для российской драматургии пьесу слишком понравилась..

Однако московский режиссер Сергей Стеблюк вместе петербургской художницей Ольгой Герр сумели меня переубедить - «Чайка» все еще хороша! Смотря кто ее ставит.На сцене сотворен мир усадьбы, где такая «ясная теплая, радостная, чистая жизнь», где « чувства, похожие на нежные, изящные цветы».Все( кроме Маши) ходят в светлом, изысканы костюмы и декорации( хотя это всего лишь пожелтевшие камыши).Образы даны так выпукло, что невольно обращаешь внимание на персонажей второстепенных. Ну, кто всерьез принимает вечно смурую Машу или унылого Сорина - и играются они обычно так скучно… Татьяна Родионова непрошенной гостьей, смело и сильно вторгается в эмоциональное пространство спектакля.Ее Маша, несомненно, личность, ее не разделенные чувства к Треплеву начинаешь уважать.Юрий Кудинов не только блестяще справляется с возрастной ролью «действительного статского советника». Его Сорин чуть шаловлив ( чего стоят скачки с погоней,устроенные им на инвалидском кресле?!), бесконечно добр и наивен.Понимаешь, «откуда ноги растут» и у Кости. Он вырос у этого колдовски прекрасного озера,среди этих теплых, чистых людей. А еще у него была прелестная Нина и подаренная ей первая любовь, был их расцветающий талант, и если не само счастье, то счастливое ожидание его.Нина разлюбила и уехала,литературный мир ощетинился против «новых форм»Треплева, любящий дядя угасает...

-Как все нервны! Как все нервны! И сколько любви!- сокрушенно восклицает доктор Дорн.Треплева к тому же играет Александр Фильянов, актер нервного темперамента и экспрессивного, порывистого рисунка роли.А вот Нина (Зоя Юдина) получилась более спокойной и сильной,чем Костя - скорей,сангвинического типа.К моему удовольствию,ни разу не вскрикнула она ни в одной из сцен.Ошибка предшествующих Заречных, видимо, в том, что те играли героиню на подъеме страстей. А надо было только внимательно прочитать Чехова, как это сделал режиссер Стеблюк.В финальной сцене Нина уже настоящая актриса, готовая ко всем тяготам своего пути.И приходит она в усадьбу Сорина не с Костей объясняться - она знает о неизменности его любви - а взглянуть еще раз на те места, где была у них, хоть чуть-чуть да была,эта «ясная теплая, радостная, чистая жизнь». Нина знает, чего она хочет и что может: «Когда я думаю о своем призвании,то не боюсь жизни»,- говорит она Косте просто и вместе с тем твердо.Поэтому героиня Юдиной какая угодно: голодная, измученная, заговаривающаяся от усталости,но не истеричная.Иначе с собой покончила бы она, а не Треплев. У того же в последней сцене нервность доходит до крайней точки. «Никогда не возвращайтесь в прежние места» - предупреждал же нас поэт!Нина вернулась - и нарушила попытку удержаться в падении этого некогда возвышенного мира.Скоро все полетит в тартарары.

Хорошо сибарит доктор в исполнении Виктора Мамонова - любимец женщин, гитарист, широкая натура. Он один оценил философские искания пьесы Треплева.Все гонорары, собранные за 30 лет нелегкой практики уездного врача, спускает на заграничное путешествие.Удачен выбор Валерия Ерофеева на роль управляющего имением. Актер острой внешней формы, он отлично подает контраст между возвышенными словесами о Мельпомене и его мелкими «самодурственными» поступками.

Царственно деспотична Аркадина в точном исполнении блестящей Эльвиры Данилиной.Красива, умна ,талантлива, «причесана comme il faut», ее туалеты бесподобны.Она не зла от природы,но взрослый сын ей досаждает, а тут более молодой любовник, переживания стареющей женщины и актрисы, когда надо выглядеть во что бы то ни стало, а то - ни ролей, ни любовников.Наилучшим образом сыграна ими с Тригориным (Игорь Баголей) лучшая чеховская сцена- урок всем дамам. Как удержать партнера при себе, а потом невзначай «отпустить» его.Не записной злодей здесь и модный литератор Тригорин.Харизматичный и леноватый, он не прочь остаться навсегда у озера,удить рыбку, встречать зорьку, забросив тяжкий хлеб прозаика. Так ведь не дадут же, и Аркадина первая!Интересно, что работников поместья изображают рабочие сцены - это их удачный дебют.

Все искренне хотят сохранить эту «теплую, радостную, чистую жизнь»,которой так веяло в начале спектакля.Но камыши сохнут и желтеют, тревожные крики чаек врываются в притихший осенний дом, и «уже не за горой конец пути» - неизбежный выстрел в финале. Легкие венские (и почти венские) стулья, на которых сидели герои,один за другим кидает к рампе - и вверх тормашками: «Пропала жизнь!». Маши, Полины Андреевны, Нины,Сорина Треплева…

Ирина Крайнова

Саратовские вести

сентябрь 2010


Возврат к списку