Пресса

Пресса


Гоголевская бричка привезла в Саратов «Женитьбу»

«Я живу в обществе Подколесиных, все абсолютно про нас и про сегодня», — уверена, не одну меня посетила эта мысль после просмотра спектакля. Каждая сцена в нем построена так, что и визуальный ряд, и возникающие в голове зрителя ассоциации «женят» гоголевскую эпоху с днем настоящим. Режиссер -постановщик саратовской «Женитьбы» Антон Коваленко (Санкт-Петербург) построил спектакль на этой перекличке времен. В «Женитьбе» прекрасно сочетаются итальянская песня «O sole mio», современные диско-ритмы, и «перченые» частушки, под которые бойко отплясывают четыре Гоголя. Эти ростовые куклы — еще один выигрышный прием, подчеркивающий, что зритель присутствует на «совершенно невероятном событии в двух действиях». Определению великого Николая Васильевича режиссер Антон Коваленко следует неукоснительно, щедро подмешивая в палитру спектакля элементы шоу, клоунады, дефиле, русского фольклора. Особого внимания заслуживает игра актеров. Галерея созданных ими колоритных образов в точности соответствует первому варианту названия пьесы — «Женихи». Подколесин в исполнении заслуженного артиста России Игоря Баголея пребывает в этакой сладкой неге и довольном настроении от своего холостяцкого существования. Приход свахи (в исполнении актрисы Любови Воробьевой она настолько жива, что, казалось, это реальная сваха забежала с улицы на минутку на сцену) и уж тем более появление приятеля Кочкарева, которые своими бурными перепалками и многочисленными прибаутками задают спектаклю высочайший темп, Подколесина в воронку предсвадебных событий не затягивают. Отчего на дефиле женихов он просто теряется, а вернее, выглядит куклой в руках Кочкарева. Кочкарев в исполнении актера Валерия Малинина — разбитной малый, каких немало среди нас, они сразу перезнакомят половину автобуса, без цели, просто так, чтобы не скучать. Малинин играет на настроении «Остапа несло». Его Кочкарев заправляет не только Подколесиным, но и остальными женихами. Трогательно-смешным в своей браваде Жевакиным (неповторимый колорит заслуженного артиста России Владимира Назарова), гордым павлином Яичницей (заслуженный Виктор Мамонов точно передал несвободу своего героя от чинов и званий даже в интимной ситуации), беспомощно-недалеким Анучкиным (безукоризненная игра заслуженного артиста России Владимира Аукштыкальниса). Купеческая дочь Агафья Тихоновна в исполнении Татьяны Родионовой темпераментна, эффектна, в своем стремлении заиметь жениха — непременно дворянина — уверена, правда, и свободой своей не тяготится. Смотрины женихов для нее в первую очередь шоу, неплохо разбавившее постные будни. «Столько лет провела в спокойствии. Вот жила, жила — а теперь приходится выходить замуж!.. И двадцати семи лет не пробыла в девках…», — зрителю, который живет в эпоху обесценивания института брака, реплики Агафьи Тихоновны ой как понятны. Выпуклость и колорит характеров еще больше подчеркиваются лаконичными декорациями (гигантская юбка из органзы в центре сцены). Костюмы «того времени» (замечательная работа художника по костюмам Юрия Наместникова), гоголевский текст создают картину дня сегодняшнего, в котором, увы, интимный мир человека уступает холодному миру офисов, а страх перед ответственностью за чужую судьбу трактуется жаждой свободы. Спектакль у Антона Коваленко вышел фееричным, актеры играют со вкусом и тем легким и бесшабашно-озорным настроением, которое обычно сопровождает на Руси сватовство и свадьбу. И тем ценнее «Женитьба» Саратовского академического театра драмы, что после ее просмотра драйв и легкость в душе сменяются грустью и размышлениями по поводу того, что устарели в нашем обществе матримониальные отношения, и не в ответе многие молодые люди за свою судьбу. А еще думается, что классика характеризует не только то, что его произведения надолго переживают своего автора: в 1842 году (в этом году Гоголь завершил работу над «Женитьбой») он пишет про 2010-й. Стоит ли искать национальную идею, если гоголевская бричка два века колесит по России и рассказывает нам про настоящее? Саратовский драмтеатр можно поздравить с приобретением спектакля, который совершенно определенно можно назвать явлением социального характера. Явлением изящным, веселым, глубоким и актуальным.

28 апреля 2010

Елена Маркелова

Известия


Возврат к списку