Пресса

Пресса


Любовь по правилам и без

Актриса Татьяна Родионова в поисках большого и светлого чувства

Ее натура и облик ассоциируются с весной. Ее женственность игнорирует самые жесткие и прагматичные времена. Актриса академического театра драмы имени И.А.Слонова все свои роли играет только про любовь. Ее героини наполнены этим чувством всегда и вопреки всему: государственной, как в «Гамлете», или личной материнской, как в «Доме Бернарды Альбы» волям, роковым обстоятельствам и житейским преградам. Мы попробовали вместе с Таней в первый день весны поговорить о том, какой любовь бывает.

Любовь спасающая. Катя – «Валентинов день»

Это был спектакль, на котором в любовь очень верилось. Но играть это чувство, жить им на сцене бывает очень сложно. Она то появлялась, то снова ускользала. Режиссер держал меня за руку, проговаривал вместе со мной текст, говорил: «Таня, в чем проблема? Вы уже все сделали на первой репетиции, почему же теперь не получается?» Моя героиня пытается спасать своего любимого человека. Никаких провокаций, никакого желания оставить его рядом любыми способами. Катя лишена всякого эгоизма в любви, всякого самолюбия. Катька-спасатель. Одна героиня любит любить, другая – просто любит. Хотя это может напомнить множество ситуаций в жизни, когда женщины цепляются за мужчин, валяются в ногах, плачут и этим губят своих возлюбленных. Катя вымаливает свою любовь у Валентина, добивает его своим чувством, ему некуда деться. Вместо того, чтобы взорваться и уйти, поняв, что он любит другую, моя героиня как бы пришпиливает любимого человека к себе, и этим убивает. Мы часто слышим, что за любовь нужно сражаться, забывая, что выиграв сражение, можно жить дальше только с побежденным. Вам хочется чувствовать себя такой победительницей?

Любовь запретная. Авдотья Романовна – «Преступление и наказание»

Ею движет тайная, запретная любовь к Свидригайлову. Чувство, которое не принадлежит к ее прежнему миру, ее привычному кругу, ее семье. Это все равно что любить черта. Дуня ведь верит в то, что он убил свою жену, и в то что она является тому причиной. Это не дает ей возможности быть с ним. Наверное, когда люди не могут быть вместе, когда есть эта невозможность, то и возникает сильное чувство. Авдотья Романовна – женщина очень молодая, своенравная, максималистки настроенная, уверенная, что способна сама устроить свою жизнь. Она не то что бы не нуждается в мужчине рядом, но уж точно не желает, чтоб он за нее все решал. Она хочет быть на одной ступени с ним, так бы я сказала. И этим похожа на меня. Еще до того, как почувствовать любовь, Дуня обожала проводить со Свидригайловым всяческие душеспасительные беседы, наставляя на путь истинный, чем наверняка его очень забавляла. Она не терпит никакого давления на себя. Есть женщины, которые берут на себя мужские функции, и чувствуют себя при этом прекрасно. И воспринимают ситуацию, в которых мужчина берет инициативу на себя, как катастрофу. Такой тип. В то же время они требуют от мужчин поступков. То есть обрекают отношения на вечное конфликтное противоборство.

Любовь страстная. Стелла – «Трамвай «Желание»

Слово «желание» является для Теннесси Уильямса ключевым. Стеллой руководила прежде всего страсть и желание. Только это заставило ее забыть прошлое, уйти жить со Стенли в новую чужую жизнь, жалкий барак, бедность, которую она не замечает, пока любит. Но постоянные ссоры с возлюбленным, беременность, которая во многом разобщает мужчину и женщину, близость постепенно уходит на десятый план, перестает владеть ею безраздельно, – все это ослабляет ее чувство. Приезд сестры и связанное с этим мысленное возвращение в детство, в прежний мир, воспоминания о своей природе, породе, очищают ее от власти желаний. Она снова становится той девочкой дворянских кровей, той Стеллой Дюбуа, которая жила в ней прежде. Говорят же, что страстные чувства живут два года, и если в дальнейшем на их месте не возникает привязанностей более глубоких, то они иссякают. Вот это печальное событие и происходит в жизни Стеллы. В финале спектакля она уже не любит Стенли. Страсть иссякает, они остаются чужими людьми.

Любовь безумная. Офелия – «Гамлет»

Для меня события трагедии происходят с невероятной быстротой, и чувства Офелии к Гамлету не успевают развернуться, все невероятно плотно в этой великой пьесе и невероятно стремительно. Офелия связана у меня с образом чистоты и веры в любимого человека. Про это писал Александр Блок в цикле, посвященном «Гамлету». В жестком военизированном, но таком непрочном и запутанном мире вокруг любовь становится для Офелии единственной ясностью, единственной опорой. Поэтому она не выдерживает разрыва с Гамлетом. Воспринимает его поведение как предательство. Не выдерживает давления со стороны отца, ситуации, в которой сама должна принимать участие в игре других людей против любимого человека, не выдерживает напора власти, государственных соображений, вмешивающихся в жизнь. Сознание ее не способно вместить эту жизнь. Так случается и с нами, артистами, для которых ощутить и понять вымышленный мир бывает проще, чем разобраться в реальности, откликнуться на то, что происходит в собственной жизни, в жизни за стенами театра. В то, что происходит на сцене я верю больше, чем в то, что в жизни происходит. И открываюсь навстречу сценическим событиям с гораздо большим интересом, чем навстречу жизненным.

Любовь бытовая. Соня – «Частная жизнь»

Современная жизнь приземляет наши чувства. Подружка моей героини говорит: «Мужика тебе надо хорошего». Есть такая расхожая точка зрения в ответ на все наши женские метания. И возражать кажется глупым. У Сони двое детей, двое мужей, стабильное карьерное положение, молодой любовник в прошлом, женский век короткий позади – «замуж поздно, сдохнуть рано», как писал современный драматург Радзинский. Ну неужели жить в ожидании романтических чувств и приключений? Обида на себя, на жизнь, на всех вокруг, но и менять что-то уже не хочется. И пусть елшанское кладбище впереди, а не лос-анджелесское, переживем как-нибудь. А в то же время столько в ней сил и нерастраченных эмоций, никому уже не нужных. Оттого и удит свою рыбу, пытаясь успокоиться и насладиться природой и собственной самодостаточностью. Современные ритмы быстро оставляют в прошлом наши чувства. А отношения к ним в прессе все больше напоминают собачью свадьбу. На дома вокруг посмотрите! Неужели в этих домах могут родиться романтические чувства? Сидишь на занятиях по мастерству со студентами театрального факультета, смотришь, как играют ребята первые чувства, и такие рождаются живые замечательные моменты – чуть не плачешь, ловишь себя на мысли: «Таня, ты с ума, наверное, сошла, не пугай детей!» Продолжаешь на любые настоящие проявления чувств реагировать.

Любовь мечтательная. Агафья Тихоновна – «Женитьба»

Папа Агафьи Тихоновны был купец и дочку хотел выдать за купца, а она за купца идти не хотела, знать их не хотела, а хотела из грязи в князи – в дворянство непременное. Мечтает девушка о другой жизни и смело навстречу ей двигается. Живая, веселая, разбитная, верящая. Тут, конечно, вертится под ногами купец знакомый и подмигивает: «Агафья, всё равно будешь моею!», а она ни в какую. Тут появляются чудо-женихи, она, конечно, видит, что они за птицы, но уж очень хочется из постылой жизни вырваться. Духом не падает и не сдается. И случается с нею некое затмение, когда видит Подколесина. Потому что он – воплощенная мечта. Красивый, дворянин, с достатком, положением в обществе. Когда я читала пьесу мне до слез было грустно от простой мысли: ну почему же, почему, когда встречаются, наконец, два одиночества, друг другу предназначенных, возникает на их пути какое-нибудь окно, из которого один всегда норовит выпрыгнуть? Пронзительная и невероятно грустная нота. В чем-то сентиментальная и очень человеческая. Всех жаль, но ничего поделать невозможно. Даже когда человеку дается шанс жить и любить, он им не пользуется. Что будет с нашими героями дальше – не знаю, мы пока до этого не дошли.

Ольга Харитонова

4 марта 2010 года

«Саратовская областная газета»


Возврат к списку