Пресса
Август,юг, закрытые окна, отключенный кондиционер.
И по такой жаре - несчастный случай с отцом семейства. Дети, внуки, родственники неохотно съезжаются в дом – запущенный, душный, заваленный ненужным вещами - откуда каждый из них бежал не оглядываясь.И где по-прежнему неуютно, неудобно, тоскливо - нелюбовь иссушила все вокруг.
«Август: графство Осейдж» - пьеса современного американского драматурга Трейси Леттса. Удостоена Пулитцеровской премии, с грандиозным успехом шла с 2008 года на Бродвее. По словам Чарльза Ишервуда, «самая значительная американская пьеса, поставленная на Бродвее за последние годы». Вот еще одно восторженное высказывание: «Бьюсь об заклад, вы еще не видели такой несчастной во всех отношениях семьи. Но в то же время, это - невероятно занимательная и трогательная история, густо насыщенная характерами и событиями. «Август: графство Осейдж»- сага о семье из Оклахомы, переживающей период своего апокалипсиса».
Неточный перевод: в Штатах не графства, а округи. Сильно «трогательной» эта история мне не показалась, когда я читала длинную сагу о пьяницах и наркоманах, токсикоманах и педофилах, кровосмесителях и нимфетках с признаками нимфомании. Неплохой букет, верно? Очень хочется потом … хорошенько вымыть руки. Недаром Леттс - поклонник жесткой драматургии Теннеси Уильямса. Мои же ощущения от прочитанного ближе к Горькому, которого американский драматург вряд ли читал. Тяжелые пьесы о развале семьи , о «раковой опухоли» уходящего поколения – «Последние», «Васса» и т.д.
В земные страсти вовлеченный,
я знаю, что из тьмы на свет
однажды выйдет ангел черный
и крикнет, что спасенья нет...
И все же… все же в «Августе» есть свет, слабый, едва пробивающийся, но свет. Добровольно, тихо уходит из жизни профессор, писатель и поэт Беверли Уэстон, переживший свою славу, свою любовь , любовь своей большой семьи. Добры и порядочны оба Чарли, слабовольные, нехваткие , но - умеющие любить.Чарли старший, догадываясь, что сын не от него, никогда этого не показывает, постоянно защищая неловкого парня от нападок не слишком умной матери.Красива, горда, справедлива Джонна (в других переводах Джоанна) – девушка, которую Уэстон ввел в дом за несколько дней до самоубийства.
Индианка незаметно преображает «мертвый» дом, наводя в нем порядок, оживает и годами молчавшая плита на кухне. Манящий запах яблочного пирога доносится оттуда.
Именно Джонна спасет сильно уж спешащую жить 14- летнюю Джин от домогательств Стива.К счастью, эта неприятная линия пьесы отсечена рукой постановщика спектакля Макса Стрелера. Стрелер (его имя перекликается с другим – великим театральным именем) – известный столичный режиссер, он делает свою сценическую редакцию «Августа» и ставит его со студентами заслуженной артистки России доцента Эльвиры Данилиной на Малой сцене Саратовской академдрамы.
Сокращения объяснимы - соображениями времени( текст очень большой), актерскими ресурсами (Джин и Чарли старший,с которым постоянно выходит на связь его жена Мэтти Фэй, существуют лишь «онлайн»). Однако есть и иная логика в «купюрах», недаром в подзаголовок спектакля вынесены слова матери семейства- онкологической больной, лекарственно зависимой, уже и с галлюцинаторными явлениями.
Но Вайолетт не сломлена, в отчаянном поединке двух разлюбивших она сильнее (Диана Архипова).Муж Беверли ( в постановке не появляется) в прологе пьесы произносит ключевые слова: «Как сказал старина Берримен, «мир постепенно превращается в место, где я больше не хочу находиться». Вайолет спорила с ним при жизни, спорит и сейчас. Вот слова женщины и матери , на ком еще держится род людской: «Всем нужен кто-то рядом!». И со своими онкологией ,токсикологией ( кстати, она сумеет взять себя в руки!) мать будет жить, останется в опустевшем доме после артналета всех трех дочерей, их мужчин, агрессивно настроенной сестры Мэтти Фей( Алина Хакимова) . И останется не одна – с ней мудрая немногословная Джонна (Вероника Наумова), предсмертный подарок Беверли неблагодарному семейству.
В пьесе женские роли очерчены ярче, интересней, явный матриархат чувствуется и на сцене. Убедительные образы создают три сестры: старшая Барбара, когда-то любимая дочь, которую отец прочил в писатели (Елизавета Тюменцева), фатально невезучая в любви Айви ( Анастасия Анисимова) , точно такая Карен, слепо поверившая в счастье в 40 лет ( Арина Семикина – студентка Григория Аредакова).Мужчины симпатичны, хотя слабее (кроме Стива, чьи «скелеты» здесь не раскрыты, но …пощечина женщине за весть, что она ждет от него ребенка...о, этого вполне достаточно!).
Билл потому и уходит от своей красавицы жены, что она давит на него и на дочь.«Ты страстная, но жестокая. Ты хорошая, порядочная, остроумная, ты потрясающая женщина, и я тебя люблю, но жить с тобой невозможно!». Борясь с лекарственной зависимостью матери, старшая дочь ее унижает и оскорбляет, потом, извинившись, делает это снова и снова. Она убежит из этого дома опять, как , впрочем, и остальные. Скорей всего, попробует вернуть «потерянную» дочь. Заставит задуматься поездка в «родовое гнездо» и Мэтти.
Здесь нет привычного американского хэппи энда. Вполне состоятельная жизнь,у каждого университет за плечами (а многие там и работают), отец был известный писатель, море книг вокруг и - полная непруха, по-русски говоря. Леттс выражается яснее : «Знаешь, эта страна всегда была похожа на бордель, но, по крайней мере, оставалась хоть какая-то надежда. А теперь это просто полное дерьмо…И ведь никто даже не заметил, как это случилось. Эта страна – эксперимент под названием «Америка», этот мыльный пузырь – что за жалкое зрелище»… Мы не найдем этих слов в спектакле. Возможно, как предполагают сестры, горькие слова отца больше относились к их семье ,чем к стране, к их прежде богатому дому в Похаске,от которого осталась одна только жалкая тень.
Но мать снова говорит эту фразу, что «нужен кто-то рядом». Надежда есть, Стрелер ее сохраняет. Побеждает больная, но «железная леди», а не ее средняя дочь, которая гибнет, как Эдип, из-за цепи роковых совпадений, изо всех сил оправдывая себя: «Мне надоели мифы о семейном единстве и сестринских узах. Мы все – просто люди, и некоторые из нас случайно оказались генетически связаны». Полусумасшедшая, наполовину уже в другом измерении , Вайолет знает, что это не так. Вместе выживешь и в самом безумном мире, в одиночку скорее погибнешь.
Сценография Юрия Наместникова скупа , лаконична, она добавляет свои краски в полный запустения мир семьи Уэстона. Картонный мир. Коробки, из них вырезаны абажуры, люстры, дешевая одноразовая посуда… Коробка и "карточный" домик семьи, как макет выдуманной жизни. А в финале в нем вдруг появляются крошечные огоньки.
Но простодушный и несмелый,
прекрасный, как благая весть,
идущий следом ангел белый
прошепчет, что надежда есть...
Сложный драматургический материал взял к постановке курс Эльвиры Данилиной. И ребята справились.
И по такой жаре - несчастный случай с отцом семейства. Дети, внуки, родственники неохотно съезжаются в дом – запущенный, душный, заваленный ненужным вещами - откуда каждый из них бежал не оглядываясь.И где по-прежнему неуютно, неудобно, тоскливо - нелюбовь иссушила все вокруг.
«Август: графство Осейдж» - пьеса современного американского драматурга Трейси Леттса. Удостоена Пулитцеровской премии, с грандиозным успехом шла с 2008 года на Бродвее. По словам Чарльза Ишервуда, «самая значительная американская пьеса, поставленная на Бродвее за последние годы». Вот еще одно восторженное высказывание: «Бьюсь об заклад, вы еще не видели такой несчастной во всех отношениях семьи. Но в то же время, это - невероятно занимательная и трогательная история, густо насыщенная характерами и событиями. «Август: графство Осейдж»- сага о семье из Оклахомы, переживающей период своего апокалипсиса».
Неточный перевод: в Штатах не графства, а округи. Сильно «трогательной» эта история мне не показалась, когда я читала длинную сагу о пьяницах и наркоманах, токсикоманах и педофилах, кровосмесителях и нимфетках с признаками нимфомании. Неплохой букет, верно? Очень хочется потом … хорошенько вымыть руки. Недаром Леттс - поклонник жесткой драматургии Теннеси Уильямса. Мои же ощущения от прочитанного ближе к Горькому, которого американский драматург вряд ли читал. Тяжелые пьесы о развале семьи , о «раковой опухоли» уходящего поколения – «Последние», «Васса» и т.д.
В земные страсти вовлеченный,
я знаю, что из тьмы на свет
однажды выйдет ангел черный
и крикнет, что спасенья нет...
И все же… все же в «Августе» есть свет, слабый, едва пробивающийся, но свет. Добровольно, тихо уходит из жизни профессор, писатель и поэт Беверли Уэстон, переживший свою славу, свою любовь , любовь своей большой семьи. Добры и порядочны оба Чарли, слабовольные, нехваткие , но - умеющие любить.Чарли старший, догадываясь, что сын не от него, никогда этого не показывает, постоянно защищая неловкого парня от нападок не слишком умной матери.Красива, горда, справедлива Джонна (в других переводах Джоанна) – девушка, которую Уэстон ввел в дом за несколько дней до самоубийства.
Индианка незаметно преображает «мертвый» дом, наводя в нем порядок, оживает и годами молчавшая плита на кухне. Манящий запах яблочного пирога доносится оттуда.
Именно Джонна спасет сильно уж спешащую жить 14- летнюю Джин от домогательств Стива.К счастью, эта неприятная линия пьесы отсечена рукой постановщика спектакля Макса Стрелера. Стрелер (его имя перекликается с другим – великим театральным именем) – известный столичный режиссер, он делает свою сценическую редакцию «Августа» и ставит его со студентами заслуженной артистки России доцента Эльвиры Данилиной на Малой сцене Саратовской академдрамы.
Сокращения объяснимы - соображениями времени( текст очень большой), актерскими ресурсами (Джин и Чарли старший,с которым постоянно выходит на связь его жена Мэтти Фэй, существуют лишь «онлайн»). Однако есть и иная логика в «купюрах», недаром в подзаголовок спектакля вынесены слова матери семейства- онкологической больной, лекарственно зависимой, уже и с галлюцинаторными явлениями.
Но Вайолетт не сломлена, в отчаянном поединке двух разлюбивших она сильнее (Диана Архипова).Муж Беверли ( в постановке не появляется) в прологе пьесы произносит ключевые слова: «Как сказал старина Берримен, «мир постепенно превращается в место, где я больше не хочу находиться». Вайолет спорила с ним при жизни, спорит и сейчас. Вот слова женщины и матери , на ком еще держится род людской: «Всем нужен кто-то рядом!». И со своими онкологией ,токсикологией ( кстати, она сумеет взять себя в руки!) мать будет жить, останется в опустевшем доме после артналета всех трех дочерей, их мужчин, агрессивно настроенной сестры Мэтти Фей( Алина Хакимова) . И останется не одна – с ней мудрая немногословная Джонна (Вероника Наумова), предсмертный подарок Беверли неблагодарному семейству.
В пьесе женские роли очерчены ярче, интересней, явный матриархат чувствуется и на сцене. Убедительные образы создают три сестры: старшая Барбара, когда-то любимая дочь, которую отец прочил в писатели (Елизавета Тюменцева), фатально невезучая в любви Айви ( Анастасия Анисимова) , точно такая Карен, слепо поверившая в счастье в 40 лет ( Арина Семикина – студентка Григория Аредакова).Мужчины симпатичны, хотя слабее (кроме Стива, чьи «скелеты» здесь не раскрыты, но …пощечина женщине за весть, что она ждет от него ребенка...о, этого вполне достаточно!).
Билл потому и уходит от своей красавицы жены, что она давит на него и на дочь.«Ты страстная, но жестокая. Ты хорошая, порядочная, остроумная, ты потрясающая женщина, и я тебя люблю, но жить с тобой невозможно!». Борясь с лекарственной зависимостью матери, старшая дочь ее унижает и оскорбляет, потом, извинившись, делает это снова и снова. Она убежит из этого дома опять, как , впрочем, и остальные. Скорей всего, попробует вернуть «потерянную» дочь. Заставит задуматься поездка в «родовое гнездо» и Мэтти.
Здесь нет привычного американского хэппи энда. Вполне состоятельная жизнь,у каждого университет за плечами (а многие там и работают), отец был известный писатель, море книг вокруг и - полная непруха, по-русски говоря. Леттс выражается яснее : «Знаешь, эта страна всегда была похожа на бордель, но, по крайней мере, оставалась хоть какая-то надежда. А теперь это просто полное дерьмо…И ведь никто даже не заметил, как это случилось. Эта страна – эксперимент под названием «Америка», этот мыльный пузырь – что за жалкое зрелище»… Мы не найдем этих слов в спектакле. Возможно, как предполагают сестры, горькие слова отца больше относились к их семье ,чем к стране, к их прежде богатому дому в Похаске,от которого осталась одна только жалкая тень.
Но мать снова говорит эту фразу, что «нужен кто-то рядом». Надежда есть, Стрелер ее сохраняет. Побеждает больная, но «железная леди», а не ее средняя дочь, которая гибнет, как Эдип, из-за цепи роковых совпадений, изо всех сил оправдывая себя: «Мне надоели мифы о семейном единстве и сестринских узах. Мы все – просто люди, и некоторые из нас случайно оказались генетически связаны». Полусумасшедшая, наполовину уже в другом измерении , Вайолет знает, что это не так. Вместе выживешь и в самом безумном мире, в одиночку скорее погибнешь.
Сценография Юрия Наместникова скупа , лаконична, она добавляет свои краски в полный запустения мир семьи Уэстона. Картонный мир. Коробки, из них вырезаны абажуры, люстры, дешевая одноразовая посуда… Коробка и "карточный" домик семьи, как макет выдуманной жизни. А в финале в нем вдруг появляются крошечные огоньки.
Но простодушный и несмелый,
прекрасный, как благая весть,
идущий следом ангел белый
прошепчет, что надежда есть...
Сложный драматургический материал взял к постановке курс Эльвиры Данилиной. И ребята справились.