Пресса
АДАМ,ЕВА и… снова ЕВА
Пьесу написал РудиШтраль, один из самых известных драматургов бывшей ГДР. Произведения Штраля переведены на 26 языков, изданы тиражом более четырех с половиной миллионов экземпляров. Писал сценарии многих фильмов и телеспектаклей. Очень ценился его талант комедиографа. Одно время редактировал сатирический журнал «Уленшпигель». У нас его произведения публиковались в библиотеке Всесоюзного сатирического журнала «Крокодил». Особенно большой успех выпал на долю пьесы "Адам женится на Еве". Отмечали, что это был «весело наставляющий взгляд «победителя» на негативные стороны общества». Пьесу тут же поставил радиотеатр ГДР, сняли телеверсию. В СССР появился двухсерийный фильм по мотивам пьесы.
Она очень сценичная, игровая и предполагает «брехтовские штучки» в прямом общении с залом. Ее успешно поставила со своими дипломниками в Саратовской академдраме заслуженная актриса России Эльвира Данилина. Жанр нехитрой истории женитьбы автослесаря Адама на будущей медсестре Еве определяли как комедию, кое-где – как водевиль. Мастер курса придумала свой жанр - шоу-судие.
Известно, как делаются популярные судебное шоу. Актеры, массовка, вымышленные ситуации .Здесь все как будто всерьез и все - комично. Двое милых молодых людей (еще очень молодых -18 лет), случайно познакомившись в кемпинге, спешат узаконить свои отношения. Уже смешно: сейчас годами живут в «гражданском браке» - и ничего, еще и детей заводят. Но если вспомнить ту пору , в нашей стране, процент ранних браков тоже был очень велик.
И вот парочка, окрыленная Амуром, врывается на самокате в зал суда и просит их «зарегистрировать». Пьяненький взлохмаченный Секретарь (здесь Секретарь - женщина с труднопроизносимой фамилией Шиммельпфеннинг) ,отлично сыгранная Анастасией Анисимовой, огорошивает первыми же репликами:«Курить здесь не разрешается! И не вздумайте петь или обниматься!... В крайнем случае, можете поплакать». Мало того, появляются настоящие Прокурор, Адвокат и Судья, требующие представить доказательства серьезности намерений. Тут прелестная юная Ева (Елизавета Тюменцева), наглядно показывая, что недаром носит имя великой прародительницы, произнесет сакральную фразу: «Мы любим друг друга за то, что мы любим друг друга. А раз мы любим друг друга, значит, мы любим друг друга».
Но Обвинителя в лице суровой фрау Габриэль (очень яркая в этой роли Алина Хакимова) не собьешь. Умелыми вопросами она выяснит все: краткость знакомства, напряженные отношения с будущей свекровью, пресловутый «квартирный вопрос», который, как известно, всех испортил .Да и то: юноша и девушка, почти дети, едва познакомившись на отдыхе, сразу бегут жениться, а ей еще учиться и учиться , а ему скоро в армию…Все ясно,как Божий день, немного монотонно (подавать бытовые ситуации комично студенты еще только учатся). Кто ж не знает, что скороспелые браки заканчиваются однотипно?
Проверка-импровизация фрау Габриэль мгновенно все ставит с ног на голову. Рраз – и ее столик превратился в бар, термос секретаря - в винный шейкер, сама она – в соблазнительную барменшу в откровенном мини. К тому же ее зовут Ева. И все бы ничего, да в термосе оказался настоящий шнапс, а воображение у автослесаря=футболиста=танкиста Адама… слишком даже живое. Будет еще один кульминационный всплеск этой «обыкновенной истории»: явление подруги Гелы и трубача Ганси с его вечным «верхним «до».Их забавно играют Вероника Наумова и Алексей Ломакин. Как ни странно, эти препятствия и новые всплывающие обстоятельства жених и невесту ссорят, но любви не гасят.
Все тут хороши, все на месте. И симпатичный, открытый Адам (Игорь Голышев), и пламенный Защитник (Арарат Айвазян)– крайней юности и права на ошибки! – и строгая, немногословная Судья (Диана Архипова).Она требовательно вглядывается в юную пару. Ее личный интерес выяснится лишь к финалу. Отличный режиссерский ход, но для маскировки подошел бы судейский парик с буклями.
Интересно следить за метаморфозами начинающих актеров, только что сыгравших на этой сцене драму «Август», где у Дианы Архиповой самая сложная роль, с переливами душевного состояния, а Елизавета Тюменцева и Анастасия Анисимова создают непростые образы.
Судие первой в мире «брачующейся пары» обставлено броско: рекламные паузы, стремительные музыкальные вставки (оформление Эльвиры Игоревны) , ритмичные танцевальные врезки (хореограф - Алексей Зыков!).Обыкновенные скамейки в зале заседаний расцвечены волею художника Юрия Наместникова в розовый цвет и цветочек. И оттого они так затейливы. А у самого входа в Камерный зал - блондинка с умопомрачительной фигурой (Мерлин? Или наш саратовский театральный двойник?),почти как живая, застыла с чашами весов и повязкой на глазах. Правда,вскоре повязка сползет ниже. Если Фемида такая ветреная и хорошенькая...чего ждать от правосудия?..
Зритель, под бдительным оком Секретаря, все время чувствует себя вовлеченными: то и дело встает при появлении Судьи, не курит и не обнимается, а в конце голосует, принимая вердикт. У Штраля в пьесе аж три финала – при любом исходе голосования. Все равно жениху и невесте нужно не сюда, а «этажом выше».
Важная мысль высказана в пресс-релизе: «Любовь - это не когда смотрят друг на друга. И даже не когда в одну сторону. Любовь - это спиной к спине, против целого мира. А свидетельство о браке - это билет к бесконечной истории Адама и Евы…». Наши молодые - как и первые люди на Земле - свое счастье отвоевали. Спиной к спине.
Ирина Крайнова
28 февраля 2021
САРЫТАУН.АРТ