Пресса

Пресса


Татьяна Крылова: нужна ли современная пьеса?

«Последние тенденции в новейшей драматургии, и нужна ли актёрской школе современная пьеса» - так была обозначена тема встречи-лекции кандидата искусствоведения, доцента Школы-студии МХАТ Павла Руднева 18 апреля в саратовской консерватории имени Л.В. Собинова, в рамках культурно-образовательного проекта «Уроки Табакова-2021».

Автор лекции сразу сказал, что современную пьесу ставить можно и нужно! Потому что эти постановки есть попытка отойти от академического звучания, сделать театр синхронным нашему времени, шанс вдохнуть в новую драматургию воздух реальности и дать ей большую достоверность.

Руднев остановился на основных темах современных драматургов. Прежде всего, это насилие во всех его ракурсах. Кстати, в 2017 году исполнилось 100 лет со времени закрутки «кровавого колеса» (так лектор назвал революцию и отметил, что с её наступлением «открылся ящик Пандоры»).

Лектор на примере современных текстов размышлял: возможен ли отказ от насилия сейчас? Указал на другие непростые и актуальные моральные проблемы: утверждение добра через давление, готовность героев современных пьес стать жертвой, отсрочка их реакции на принуждение и замедление бунта. Покорность как провокация произвола и нажима... Скрытые формы насилия (например, феминизм). Речь также шла о психологии жертвы. О мире, подчинённом структуре тотального контроля. Люди, искоренившие в себе агрессию, рискуют превратиться в безликую тень.

Речь зашла о пьесе Натальи Милентьевой «Хор»: двоякой, неоднозначной для понимания, где парадоксальный, мистический финал может по-своему трактоваться зрителем: что такое гибель православного хора? Кара, сакральная жертва, очищение или уход в лучший мир на пике славы (лучшая песня уже спета) и спасение душ? Не несёт ли в себе коллективное творчество потерю индивидуальности каждого члена сообществуа, хотя и спасает от пьянства и соединяет разрозненное общество?

Не осталась без внимания тема прошлого, а именно советской реальности и её последствий в современных пьесах. Память как форма террора. Павел Руднев отметил, что смотрит много спектаклей по всей стране и, к сожалению, темы будущего в них мало.

Но, всё же в том пресловутом ящике Пандоры была вместе с бедами и несчастьями — и надежда. Именно она внушает нам ожидание новых пьес, написанными талантливыми авторами современности. В завершении встречи оратор сказал, что канонов нет, и каждый должен искать свой театр. Ведь театр есть интерпретация. Шансы на её успех выше, если зритель перед просмотром спектакля изучит первоисточник — текст пьесы.


Возврат к списку