Пресса
ЗЕМНОЙ МАСТЕР, НЕБЕСНЫЙ ПОКРОВИТЕЛЬ… часть 1
Кто бы мог назвать Табакова неземным человеком? Он словно скроен был весь из крепкой материи - актер, человек, Мастер, стоящий на земле обеими ногами.
Но утекает время, и Уход Мастера воспринимается уже его учениками не только как личная драма. Уроки его, Задание на всю актерскую жизнь выходят на первый план. В Саратове - на родине Учителя, спустя два года, - Второй фестиваль в рамках культурно-образовательного проекта, «Уроки Табакова», проводимый Саратовской академдрамой (арт-директор Ольга Харитонова) и Саратовским театральным институтом (СаТИ). Пандемия не позволила устроить такой же широкий фестиваль, как две весны назад, но немало интересных событий смог он вместить. Встречи с лучшими учениками
Табакова в театральном институте и в театре драмы, спектакли с их участием, мастер-классы, спектакли Школы-студии МХАТ и Саратовской драмы, знакомство с последними тенденциями в новейшей драматургии, документальным и социальным театром на лекциях ведущих театроведов страны, «практические занятия» в виде Театра doc и Storytelling.
Лучшие. Машков, Безруков
«Небесным покровителем» назвал Учителя Владимир Машков, руководитель Театра Табакова и Театральной школы Табакова на недавних гастролях ТШТ в Саратове. Олег Павлович часто бывал в родном городе, и всякий раз на встречах в разных вариантах повторял одну и ту же мысль: «Хотя бы то, что я вырастил таких учеников, как Вовка, Сережка, Женька, мне… там зачтется». И мы понимали, что под детскими именами фигурировали самые сильные, лучшие актеры табаковской школы - Владимир Машков, Сергей Безруков, Евгений Миронов, ныне народные артисты России, руководители крупных столичных театров. Все они побывали у нас весной.
Можно по-разному относиться к Сергею Безрукову, «перемелькавшему» в биографических фильмах, чем он вызвал ехидную оценку мастера афоризмов Валентина Гафта. Но то, что Сергей – великолепный лицедей, отрицать сложно. На встрече с саратовскими студентами Сергей Витальевич рассказал о режиссерской работе в Московском губернском театре, которым он сейчас руководит, остановившись только на двух названиях . Это был очень подробный и оригинальный разбор «Вишневого сада» и «Дяди Вани». Последнюю чеховскую пьесу худрук поставил в саду, среди природных ландшафтов , в режиме реального времени, когда Раневская действительно едет на лошадях со станции, а Лопахин – Безруков с большим нетерпением ее ждет. В пьесе встреча не показана, в спектакле же хозяйка усадьбы пройдет мимо, чем ужасно его обидит. И не местью ли самолюбивого Ермолая, крестьянского сына, станет столь поспешная рубка знаменитого сада – при «живых хозяевах»?
Деревья с вырванными корнями опустятся на импровизированную сцену в финале спектакля.
Еще интересные находки. Всегда с некоторой натяжкой произносят актеры пафосный спич к «многоуважаемому шкафу». В Губернском театре им принесут старинную игрушечную мебель. И Раневская с Гаевым, вспомнив счастливое усадебное детство, защебечут от восторга.
«Дядя Ваня» в Губернском театре поставлен вынужденно: было намечено другое название, изоляции все смешала, работа над спектаклем пошла онлайн. Режиссер Безруков называет ключевой для образа Астрова первую сцену с няней, на которую редко кто обращает внимание. А ведь он «человека убил», и повторит это не раз, его прямо грызет раскаяние. Оперировал пьяный, усталый, дал больному хлороформа, не проверив работу сердца. Спектакль в какой-то степени развенчивает известного сердееда доктора. Астров сажает леса, а людей он не любит. Не любит и Елену Андреевну. Любил – похитил бы, увез бы - хоть куда. А он лишь зовет ее в свой домик в лесничестве, назначает свидание…
Красавица «с русалочьей кровью» здесь не пустышка: она талантливая пианистка, загубившая свой талант ради ухода за больным мужем. Войницкий в такой трактовке - единственный интеллигент, он все вложил в свою последнюю любовь. Отказ Елены, ее отъезд - конец его мечтам. Он фактически мертв, хоть и жив физически. Трактовка спорная, ведь именно Астров говорит: «Во всем уезде было только два порядочных, интеллигентных человека: я да ты». Но тем она интересней, поскольку это не застывшая «школьная» версия классики.
Гостя спросили о роли Бориса Годунова в фильме: «как он это делает» с точки зрения актерской техники. Такие вещи не объяснишь, вместо этого Сергей рассказал, как глубоко изучал образ Годунова, искаженный «сказочником» Карамзиным и усиленный художественным гением Пушкина .Это был настоящий реформатор на русской троне, который пришел… не в свое время. Он никого не сажал на кол, не убивал никаких царевичей, пытался «накормить» народ после двухлетнего неурожая. Из знания исторической правды родилось иное отношение к образу , царь стал более «объемным».
Встреча с журналистами в музее драмы носила ностальгический характер. Сергей Витальевич вспоминал Мастера, который был для него как отец и главный учитель в жизни (первым стал родной отец актер и педагог Виталий Безруков). Даже разрешал сниматься в кино и не брал за это «мзду» в общую студийную копилку, как с других. Александр Стульнев, директор Театра-студии Табакова и наш земляк, при этом говорил: «Да что ты, Сережа, ты же нам доход приносишь». Мастер мог шутить, подкалывать, но внимательно наблюдал за учеником в совместных спектаклях. Их было несколько у Табакова с Безруковым. Дольше всего они играли Моцарта и Сальери в «Амадее».
- Я ловил на себе добрый, лучистый взгляд Олега Палыча, и понимал, что он с симпатией относится ко мне. В спектакле " его персонаж даже убивает "любя". Восторгается и в то же время уничтожает.Это был самый добрый Сальери, какого я видел.
-Он обладал редчайшим даром —общаясь с чиновниками, с властью, сохранять чувство собственного достоинства .И я стараюсь учиться у него этому, учусь многому — руководить театром, воспитывать молодых артистов.
-Это «веселенькое дело» - называл Учитель актерскую профессию. То есть всегда должен быть азарт. А чтобы радовать зрителя, ты сам должен быть легким, азартным, настоящим…
Таким мы увидели Сергея Безрукова в его моноспектакле «И жизнь, и театр, и кино», который часто обновляется, наполняется свежими ролями. Теперь их четыре – четыре поэта разных времен, образы которых актер воплотил на сцене и на экране. Ярче всех - несмотря на давность эпохи – выглядел Сирано, чье отточенное остроумие и хорошо спрятанную горечь, поглаживая безмерно длинный, несуществующий нос, так здорово донес до нас артист. Пушкин и Есенин , скорее, обозначены, восприятию несколько мешали их экранные тезки с преувеличенными кудрями и баками. А вот почувствовать себя на концерте Высоцкого не помешал даже тяжелый «посмертный» грим, создавший видеокартину. Актер был и азартным, и настоящим, исполняя первые «блатные» песни будущего великого барда, иронические сказки-были, нежные любовные признания. Читая его последние стихи, из которых отчего-то так любят убирать одну строчку: «12 лет тобой и Господом храним».
Если Сергей Безруков не «перебирает», не рисуется и не заигрывает с залом, он всегда настоящий. Золотой табаковской пробы.
Ирина Крайнова
23 апреля 2021
САРЫТАУН.АРТ