Пресса

Пресса


ЗЕМНОЙ МАСТЕР,НЕБЕСНЫЙ ПОКРОВИТЕЛЬ…
Часть 4. Лучшие. Апексимова

Театр  на  Таганке выбрался к нам с премьерой "Отелло". Привезла ее директор театра, ученица Олега  Табакова Ирина Апексимова. Сначала  она встретилась со студентами в СаТИ, и это была одна из самых увлекательных встреч. Тонкая, стремительная,с неповторимым шармом,  обладающая острым умом и мгновенной реакцией, Ирина с блеском поведала о своем «пути в искусство». Как вместо театрального вуза она оказалась …в кордебалете знаменитой  одесской Музкомедии, на что ее благословил сам Миша Водяной. Как чуть  не сделала  танцевальную карьеру, но - поступила в Школу-студию МХАТ. Как трудно давался им с Машковым первый студенческий год. Олег Павлович имел «глаз-алмаз», он  взял в тот год не только  смуглую красивую  одесситку с прилипчивым говором, но и  глазастого сибирского паренька , и скромного саратовского – и  у них были проблемы со сценречью.
Апексимова делала этюды вместе с Машковым – тоже сначала кандидатом «на вылет» из Школы. Они никак не могли «напасть» на подходящий отрывок. Друг подсказал им взять   Шекспира и мизансцены все  расписал. «Ричард III»  точно  лег на  незаурядный темперамент  будущих звезд экрана и сцены. Мастер посмотрел и сказал  только три слова: «Ну вот же…»
Ирина Викторовна не идеализирует годы учебы, как  делают многие выпускники. По ее словам,  это были годы «мучений»,  непрерывного, почти суточного, труда. Но  Мастер дал  им в руки ремесло, научил  держать уровень, ниже которого «не упадешь».10 лет играла актриса  в Табакерке и в МХТ им. Чехова, выходила и   вместе с учителем –в Грибоедове, например.
Продолжая играть и сниматься, Апексимова становится сначала  директором театра Романа Виктюка,где гримерки располагались в подвале,   существовал «чужой» ресторан и все нуждалось в большом ремонте. Когда директор справилась со всеми  проблемами, ее  позвали на Таганку, где тоже нужен ремонт .А недавно в ее ведение передали и   театр Содружество актеров Таганки. Теперь Ирина Викторовна дважды директор,  надо пытаться как-то  соединить две совсем разные труппы. Удалось найти   «тайный ход»  в другое здание театра – почти как в «Театральном романе», он оказался… за портретом Высоцкого. Берлинская стена, осенявшая раскол любимовского детища почти 30 лет, действительно рухнула.
В СаТИ и на пресс-конференции  Апексимова рассказывала  о смелой версии  молодого  питерского режиссера – полного тезки  великого Андрея Гончарова. Как причудливо  он «перетасовал колоду» персонажей «Отелло», что там  не так с мавром и с  финалом спектакля. Внутренне  я была уже  готова к тому, что Яго  - женщина, проблема  Мавра не в цвете кожи, Дездемона его намного старше, и душить  он ее не собирается. Что-то другое должно зацепить, как крючок.
Яго? Актриса из замечательной  династии  петербургских актеров (Надежда Толубеева) постоянно перемещается по сцене и отрешенно проговаривает  свои лукавые речи, ссорящие близких людей и друзей. Отелло?   Тонкий, субтильный, с узким лицом (Роман Колотухин), говорит ровно, глядит непроницаемо. Дездемона? Это  сама великолепная Апексимова, гибкая и статуарная. Ответы  на полутонах, даже в финальной сцене. « Я покурю?» - спрашивает оклеветанная жена. – «Покури», -  милостиво разрешает муж. Но пистолет  в руки умудряется вложить. Застрелится ли   героиня за сценой?  Не факт. Все   на полутонах, отрешенно.
Немного разбавляют  «не экзальтированные  эмоции» Эмилия с Родриго. Но как-то  неприятно разбавляют – по- собачьи, на четвереньках. Истекает соком увесистая земляничка (авторы настаивают, что земляничка) над сценой, сменив занавес-платок с невинными ягодками, ее кроваво-красный вид отсылает к  трагедии, но именно отсылает.
Невольно вспомнился другой  Шекспир – «Король Лир» в театре Эрмитаж. Михаила Левитина консерватором ну никак  не назовешь. Находка  на находке. Шут бегает  по залу и читает Толстого, как он костерит  английского собрата  по перу. Корделия - маленькая девочка, она не может отвечать отцу на его укоры. Они не погибнут вместе с Лиром. Михаил Филиппов - Лир  тоже не  в полную силу эмоций  играет, но... он  так  неправедно гневлив в начале и проникновенно мягок в конце … Они просто уходят, взявшись  за руки ,в иной , лучший мир.   Эта сцена  до сих пор  перед глазами. Классика ли, новая драма, современное ли прочтение – спектакль  должен волновать,  - уверен еще один великий  - Лев Додин. Или…  будить мысль, добавлю  от себя.
В  «Отелло»  отличный актерский состав.  Талантливый режиссер,  художник. Отрешенная манера игры имеет  много сторонников.  Необычный Мавр, нестандартная  Дездемона, совсем уж странный Яго. Любопытный  эксперимент. Эпатируют, привлекают? Да.  И ждешь, когда новые  пазлы сложатся в Шекспира в трагедию человека , усомнившегося в  горячо любимой женщине. Но как не увидели мы  - кроме отличной рамы -  обещанную картину бури, сложенную из фрагментов, так не проявилась целиком  картина мира   спектакля. Только отдельные , интересные пазлы. Опыт прочтения, который и смотришь… как опыт. Так  у меня. Возможно, я его просто не считала.

Ирина Крайнова, обозреватель по Саратовской области в Российском театральном журнале


Ирина Крайнова

24 апреля 2021

САРЫТАУН.АРТ



Возврат к списку