Пресса

Пресса


«Мы птенцы гнезда Табакова». О своих «уроках Табакова» — Сергей Безруков, Ирина Апексимова, Евгений Миронов

Сергей Безруков, Ирина Апексимова, Евгений Миронов

Сценической программе Второго культурно-образовательного проекта-фестиваля «Уроки Табакова» было отведено всего три дня, но какие насыщенные это были, сколько незабываемых впечатлений и эмоций они подарили саратовским зрителям!

Закономерно, что в обсуждении самых животрепещущих вопросов театрального образования в первую очередь приняли участие ученики Олега Павловича, ставшие успешными руководителями театров: Сергей Безруков, Ирина Апексимова, Евгений Миронов. Встречи с именитыми учениками Табакова проходили в Театральном институте. И, поскольку темы этих встреч не были обозначены, каждый из них раскрылся по-своему: Сергей Безруков как интереснейший режиссер, Ирина Апексимова — искрометный рассказчик, а Евгений Миронов — педагог актерского мастерства.

Сергей Безруков

Сергей Безруков на "Уроках Табакова"

Открыл фестиваль народный артист РФ, художественный руководитель Московского губернского театра Сергей Безруков. Сергей Безруков учился в школе-студии МХАТ в мастерской Олега Павловича Табакова, после чего был принят в труппу «Табакерки». Сейчас он руководит Московским Губернским театром.

В течение дня Сергей Безруков успел встретиться со студентами Театрального института СГК, дать пресс-конференцию и вечером выступить на Большой сцене театра драмы, продемонстрировав «искусство мгновенного перевоплощения» в Пушкина, Есенина и Высоцкого в моноспектакле «И жизнь, и театр, и кино».

Разговор о своих «уроках Табакова» именитый ученик начал с главного: «Театр — это лаборатория, в которой мы учимся мастерству актера». К этой мысли он возвращался несколько раз. В эти дни несколько раз в разных формулировках звучали вопросы студентов к уже состоявшимся, «звездным» коллегам: стоит ли выбирать эту профессию, кому в первую очередь нужно этим заниматься. Сергей Безруков обозначил, в чем именно для него привлекательна жизнь в искусстве: «Для меня это блаженство, что можно сыграть кого угодно — от бандита до царя».

Мы птенцы гнезда Табакова

Он вспоминал о том, как Табаков совмещал две главные роли в своей жизни: успешного театрального менеджера и всенародно любимого актера. Многие ученики Олега Павловича попробовали себя в режиссуре, и Сергей Безруков много рассказывал именно об этом своем опыте: в Московском Губернском театре идут его постановки «Вишневого сада» и «Дяди Вани».

Ирина Апексимова

Ирина Апексимова

Директор Театра на Таганке и театра «Содружество актеров Таганки» актриса Ирина Апексимова не только озабочена соединением двух театров в один, но и успешно продолжает карьеру актрисы. В этом мы смогли убедиться за один день: сначала на встрече со студентами, где актриса рассказала о своем опыте управления двумя театрами, вспомнила однокурсников по школе-студии МХАТ (их курс оказался поистине звездным: Владимир Машков, Евгений Миронов, Валерий Николаев, Филипп Янковский) и рассказала о том, как Олег Павлович обучал их актерскому мастерству, а уже вечером на сцене театра драмы играла Дездемону в весьма необычной постановке трагедии Шекспира «Отелло».

Табаков предоставил их курсу невероятные возможности: в 1986 году, когда вся страна сидела за железным занавесом, он их возил в Лондон, чтобы проникнуться духом английской театральной школы, а затем — в Америку, где студенты осваивали джаз, степ и мюзикл.

«Наша система выживания: в 9 утра начиналось актерское мастерство и заканчивалось в 7 утра в общежитии», — вспоминает Ирина Апексимова.

Он научил всему, в первую очередь — ремеслу. Ты можешь быть более талантливым человеком, менее талантливым человеком, но ты должен владеть этим ремеслом, благодаря которому ты никогда не можешь падать ниже определенного уровня — высокого уровня педагога Табакова.

Это самая жестокая профессия в мире, считает актриса. «Актером можно быть, только если ты не можешь быть никем другим. Нужно понимать, что ты всю жизнь будешь доказывать, что ты имеешь на это право, и никто не гарантирует тебе постоянство и покой», — звучало на встрече между байками о сдаче экзаменов и этюдов.

Табаков считал, что должны работать в  профессии те, кто умеет выживать, устраиваться в предлагаемых обстоятельствах, те, кто не боятся режиссуры, драматургии, форм. Это люди, которые зарабатывают себе «на кусок хлеба и желательно с маслом»

«Отелло» в трактовке режиссера Андрея Гончарова — это вовсе не история про темпераментного и ревнивого мавра и его жену-фиалку. Это пронзительная история о любви и доверии и, конечно, коварстве. Режиссер оставил только то, что касалось личных отношений между героями — от этого спектакль только выиграл. Обретенная динамичность происходящего еще больше подчеркивает противоречия, которые с самого начала ведут к трагическому финалу. Отелло любит жену, но совершенно не способен ее понять и услышать, зато он очень внимательно слушает Яго и ведется на ее манипуляции. Актеры не давят на эмоции, все происходит негромко, вполголоса, и только зловеще краснеющая по периметру нить накала становится индикатором бушующих на сцене страстей.

Роль Дездемоны, такая крохотная по сравнению со всеми творящимися вокруг нее зловещими измышлениями и подозрениями, блистает на их фоне кротостью и чистотой и удивительным образом выходит на первый план. Как слеп Отелло, не замечающий этот чистый бриллиант, и как несчастная его супруга, понимающая, что Он ей не верит. И это тихое «я покурю?» — последняя просьба приговоренного к смерти — разит нас наповал. Браво!

Евгений Миронов и Чулпан Хаматова

Завершающим днем фестиваля стал показ спектакля Театра Наций «Горбачев» в постановке Алвиса Херманиса, в котором сыграли народные артисты РФ Евгений Миронов и Чулпан Хаматова.

Встреча со студентами этих дух замечательных актеров превратилась в захватывающих мастер-класс, посвященный поиску характера героя. Как форма помогает раскрыть характер, а содержание дает инструменты для понимания своего героя и подсказывает форму. Размышления Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой «разбавлялись» актерскими байками, которые только ярче их иллюстрировали. В итоге мы услышали, как создавались самые роли Евгения Миронова, как находился ключ к характерам князя Мышкина, Лжедмитрия, Михаила Горбачева.
Евгений Миронов

Эти бесконечные поиски и есть суть профессии актера, резюмировал Евгений Миронов: «Если вы вляпались в эту профессию, то все. Вы исчезли для всех: для родных, для близких. Это постоянный процесс».


Вопрос: куда идти дальше, какое развитие? Сейчас ведь так интересно, сейчас театральный бум! Важно быть в контексте того, что происходит в мире

А Чулпан Хаматова вывела формулу творчества: «Когда в творчестве есть и ваше личное высказывание (почему вы вышли на сцену, что у вас болит, что волнует, что радует, и при этом есть мировоззрение вашего персонажа. Это самое большое счастье, когда удается в работе найти это сочетание, когда ты и сам художник,  но при этом ты говоришь текстом, который написал другой человек, от лица другого человека».

Чулпан Хаматова

Спектакль «Горбачев»  режиссер Алвис Херманис построил на одном интересном приеме: он показал всю актерскую кухню без прикрас. На сцене — два актера, у них в руках пьеса, они готовятся к роли, обсуждают своих персонажей, подсказывают, направляют друг друга, надевают парики, гримируются… И постепенно превращаются в них — в юных Михаила и Раису. Даже статичные декорации — это актерская гримерка, где два зеркала, столик, стойка для париков и целый гардероб.

И мы вместе с актерами постигаем характеры самой обсуждаемой семейной пары в постсоветской истории, пары, не оставляющей равнодушным даже людей, далеких от политики. Какими они были в юности, как зарождалась эта большая любовь, пронесенная сквозь десятилетия — удивительно простая, но такая искренняя история, в которой нет места политике (хотя она все время врывается в действие), а есть только Он и Она.


Светлана Дергачева

24 апреля 2021

Городской портал «Твой Саратов»


Возврат к списку