Пресса
МАХНЁМ НЕ ГЛЯДЯ?
«Прожектор шарит осторожно по пригорку/И ночь от этого нам кажется темней./Который месяц не снимал я гимнастёрку,/Который месяц не расстёгивал ремней»…
А что на что менять? Солдат хранит лишь «письмо от матери да горсть родной земли». Или карточку любимой и снимки своих детей. Меняться же судьбой опасно, особенно на войне, как ни лихо поется о том в песне Блантера и Матусовского . Ведь солдата каждую минуту поджидает смерть. Не легче была участь того, кто оказался в блокадном Ленинграде или на оккупированной земле Белоруссии. А на дне океана, отсиживаясь в своей «засеченной» субмарине по нескольку дней ,безо всяких признаков жизни?
Великая ценность пьесы Ксении Степанычевой «Дни Победы», что написана она на документальной основе. Перед премьерой спектакля мы встретились с ней в театральном садике, у памятника Янковскому. Ксения рассказала, что сама из военной семьи: служил отец, бабушка - жена военного летчика. Она столько раз рассказывала свою историю, что внучка запомнила ее наизусть. Монолог бабушки начинает пьесу.
А еще автору хотелось показать простых людей, особенно не «бряцая оружием» - тех, кто просто трудились в тылу и на фронте. Они встретили День Победы - дожили, дошли, дотерпели. Но не могли не вспоминать самое начало, весь нелегкий свой путь через войну. Ксения собирала материалы несколько лет, беседуя с очевидцами событий (ездила и в Петербург на встречу с бывшей блокадницей).
Написаны «Дни Победы» четыре года назад, несколько театров уже поставили пьесу. Драматург посмотрела премьеру в Пскове – первый раз побывала в театре за год изоляции. Версия поразила ее максимальной достоверностью. Актеры сидели в Камерном зале среди зрителей, готовясь рассказывать «свои» истории. «Вычислить» их было трудно. Пожалуй, только двух девушек с довоенными прическами можно узнать заранее.
Высокий «градус правды» отличает и постановку заслуженного артиста России Виктора Мамонова в Саратовской драме. Художник (Юрий Наместников) постарался, чтобы не только «букли, коки», но и платьица женщин, и одежды мужчин были в контексте времени. Добавочная находка – пожелтевшие снимки актеров «в образе» на экране. А в финале мы видим подлинные фотографии «маршалов и рядовых» Победы, близких и родных тех , кто присылал их снимки в театр.
Спектакль был готов уже к 19 сентября 2020 года и посвящался 75-летию Победы. Но первый раз шел в режиме-онлайн. Который не видели ни автор пьесы, ни большинство зрителей, наполнивших Большой зал академдрамы.
Офлайн премьера, как и положено, проходила уже накануне Дня Победы. Нас встречали билетеры и администраторы с георгиевскими ленточками в петличках. Актеры выходили по одному ,рассказывая незатейливые истории и оставляя на круглом столике вещественные доказательства эпохи. Одуванчики ( в голод они были чуть ли не деликатесом: их варили, резали в салат). Пучок редиски, который Тоня (Татьяна Родионова) купила, чтобы 9 мая отметить. Солдатскую флягу бережно кладет на стол Юра-артиллерист (Дмитрий Кривоносов). Банку тушенки приносит пехотинец Вася ( Илья Ульянчев ). Так собирается нехитрый стол военных гостинцев, ткется полотно 1418 военных дней и ночей ...
Подробностей много, слишком много для беглого изложения. Тут уже включается талант драматурга, ее умение незаметно вплести элементы художественного вымысла в ткань повествования. Мы то переживаем «любовный треугольник» вместе с юным Ваней (Александр Островной), то посмеиваемся заодно с подводником Володей ( Валерий Малинин) над отчаянными девушками, решившими во чтобы то ни стало служить на подлодке (Александра Коваленко и Зоя Юдина), то с благодарностью вспоминаем вместе Васей его командира, как он крайнюю молодость его сберег.
Текст Степанычевой будет жить, потому что в нем правда войны, которую дети, если им ее не напоминать, как писал поэт, скоро «спутают с Троянской». Нам ее просто, доходчиво и сильно рассказали актеры драмы - все до единого.
Эстрадный театр «Арт-ревю»
для детей Роман Бранта филармонии снова подготовил премьеру – в рамках проекта «Культура малой Родины», к 75-летию Победы и к 115-летию нашего земляка, замечательного детского писателя Льва Кассиля. Спектакль «Есть такие люди» поставлен по мотивам фронтовых рассказов и повести «Дорогие мои мальчишки».
Постановку осуществил главный режиссер филармонии Александр Авдонин по своему оригинальному сценарию, где умело совместил несколько сюжетов. А начинается действие виртуозной игрой двух аккордеонистов, песнями и стихами, в которых соединилась давняя любовь народа к русской тальянке и баяну.
В теплушке закопченный чайник и печь-буржуйка. Два солдата, пожилой, строгий, с седыми усами Гурич и молодой, веселый, безусый Алексей, сопровождают вагон с секретным грузом ("Огнеопасный груз"). Эта пара, неразлучная, неунывающая, чрезвычайно находчивая в своем стремлении доставить груз по назначению, превосходно сыграна Александром Троицким и заслуженным артистом России Романом Брантом. Вместо девочки-сироты режиссер ввел в сюжет еще одного солдата, который рассказывает историю, давно ставшую легендой ( рассказ «Линия связи») . Раненый связист лежит на снегу. «Всего лишь несколько сантиметров разделяют теперь концы провода. Отсюда к переднему краю обороны, где ожидают сообщения отрезанные товарищи, идёт провод... И назад, к командному пункту, тянется он…Неужели не хватит жизни, не будет уже времени соединить концы провода?..Он силится встать, опираясь на локти. Потом он зубами зажимает один конец кабеля и в исступлённом усилии, перехватив обеими руками другой провод, подтаскивает его ко рту…Он последним рывком дёргает провод и успевает закусить его, до боли, до хруста сжимая челюсти… Есть ток»…
Алексей поражает старика Гурича сказкой о славных мастерах Лазоревых гор и о подлых ветрах, захвативших власть в Синегории. Это уже из повести «Дорогие мои мальчишки». Кассиль чтил прекрасного детского писателя Аркадия Гайдара, погибшего в начале войны, и посвятил ему свое произведение, показав его в образе мудрого наставника Гая. Когда-то этой повестью зачитывались,в нее играли так же, как в тимуровцев Гайдара. Были пионерские объединения синегорцев. Сейчас она почти забыта. Возможно, напомнить о ней стоило менее "бытово", с помощью мультипликации или кукольного театра. Этот сказочный кусок немного проигрывает на фоне жестокой реальности: гибелью связиста с зажатым зубами проводом, пикированием фашистских стервятников на поезд, геройской смертью самого Алексея.
Спектакль получился небольшой, но запоминающийся. Есть в нем некая тайна. Только в конце зрители узнают, что везли в вагоне… учебники и детские книжки - в места, едва-едва освобожденные от фашистов Советской армией. Учительница (Наталья Воронина) вместе с юной помощницей с благодарностью принимают бесценный груз.
Зрители еще не разошлись, и я услышала, как малышка хвалилась перед другой девочкой: «А моя прабабушка на войне воевала! Знаешь, сколько ей лет? 104,100... ой,нет… 94…».Она немного сбилась, что неудивительно в ее возрасте.
А я снова вспомнила слова Матусовского: «Покуда тучи над землёй ещё теснятся, для нас покоя нет и нет пути назад…». Они не отступили и не сдались, потому победили. Но меняться с ними судьбой все же не стоит. Тем более не глядя.Они уже принадлежат нашей истории.
Ирина Крайнова
11 мая 2021
САРЫТАУН.АРТ