Пресса

Пресса


«Поскольку грусть всегда соседствует с любовью…»


Рецензия Анны Морковиной на спектакль «Мы живём в чудесное время, Оля!» по пьесе Юлии Вороновой в Саратовском академическом театре драмы им. И.А. Слонова, режиссёр — Алексей Размахов.

Спектакль по пьесе Юлии Вороновой «Мы живём в чудесное время, Оля!» на Малой сцене театра драмы имени И.А. Слонова – о поисках любви, о попытках обрести взаимопонимание с другими, с собой,  настоящим и призрачным миром прошлого. В спектакле (постановка Алексея Размахова) всё по-настоящему, «по-взрослому», недаром посреди действа звучит вопрос: «Ведь здесь всем восемнадцать лет?» Да и сама история про Олю гораздо понятнее, как мне кажется, зрителям старшего поколения. А совсем близко к сердцу воспримет её тот, кто успел пожить не только в наше «чудесное время», но и пораньше, желательно до перестройки.

Общение героев через годы и века – приём не новый ни в мировой, ни в отечественной драматургии. Тут и Шекспира уместно вспомнить с призраком отца Гамлета, В целом история про Олю сильно напоминает мне повесть белорусских писателей Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Время всегда хорошее» (очевидна перекличка даже в названии). Ирреальный диалог представителей разных поколений, желание рассказать о самом сокровенном с непременной верой в то, что будешь понят, а главное – удивительное единение душ. И не только душ, что могут наблюдать на Малой сцене зрители спектакля.







Да-да, у героини Оли (актриса Е. Ледяева) самый настоящий роман с призраком душевного алкоголика Жени (О. Морозов), жившего некогда в той квартире, куда в начале истории вселяются Оля с бойфрендом Сашей (А. Фильянов), чтобы свить себе уютное гнёздышко. Увы, гнёздышка не получилось: сначала мешал старый запах, пропитавший квартиру, потом – жуткая история про гибель Жени, зарезанного из ревности братом, а затем и сам Женя, материлизовавшись, стал завоёвывать  доверчивую Олю. И делал это так убедительно, с мастерством донжуана со стажем, что не только девушка, но и сам недоверчивый Станиславский одобрительно кивнул бы: верю! Саша тоже поверил в происходящее, как ни сопротивлялся его аккуратный разум и логика, и сам схватился за топор, чтобы раз и навсегда покончить с соперником, не зная только, куда нанести удар.

Самым сильным было воображение Оли. Желая забыть душевную травму, полученную в прошлом, она обращается то к галюциногенным препаратом, которые, по сути, испытывает  на ней её подруга психотерапевт Полина (А. Коваленко), то – вместе с ней – к алкоголю, чем ещё сильнее расшатывает свою психику. Но Женя не только незадачливый ловелас – он добрый, жизнерадостный человек, так же мечтающий о взаимности. В данный момент уже в статусе призрака…

На сцене происходит настоящая магия. «Паранормальная история» (так обозначен жанр спектакля) отличается изысканной сценографией  (художник-постановщик Ю. Наместников не умеет иначе!) Красивые белоснежные деревья на заднем плане, немыслимо красиво подсвечиваемые, изгибают причудливые ветви и звучит ностальгически-сентиментальная песня Евгения Бачурина «Дерева», возвращающая нас в то время, когда люди были счастливы, обладая совсем иными ценностями. Да, собственно, любовь, о которой идёт речь, прекрасна во все времена – это категория из разряда вечных, и всегда понятно: есть она на самом деле, или человек только обманывает себя.

В конце спектакля зал завороженно следит, как красиво отлетает душа Жени, постигшего смысл жизни – в любви, конечно!  — и навсегда исчезает в небе над «деревами». А затем покидают «нехорошую» квартиру Оля и Саша. Их паре не суждено остаться вместе…

Зато обретают друг друга ещё два персонажа – эффектная Полина  и официант Никита (И. Ульянчев). Крах теории пристрастной к «винной карте» Полины напоминает отчасти ту же ситуацию из фильма «Самая обаятельная и привлекательная», где психолог Сусанна, увлекшись внедрением новейших методов «поисков счастья» для приятельницы, едва ли не остается без мужа. В «Чудесном времени…» все происходит наоборот, Хищница Полина завоёвывает импозантного Никиту и въезжает в ту самую квартиру, окончательно выкуривая всех прежних жильцов – и призрачных, и реальных. Их «древо жизни» уверенно и «пышно зеленеет» вопреки другим «сухим» теориям.

Нельзя не отметить чередование стильных, красивых деталей в гардеробе Полины. Актриса не только умеет их носить, но и прекрасно танцует – соло и в паре с Никитой. Особенно впечатляет их танец с хрустальными фужерами, которые Никита, демонстрируя профессионализм официанта, элегантно держит на отлёте. По сравнению с красивой Полиной Оля кажется простоватой, но этим подчеркивается контраст персонажей: естественная, искренне горюющая и влюбляющаяся Оля и холодно-расчетливая Полина, конечно, созданы из абсолютно разного теста…

Вода в спектакле льется не из тонкого бокала. А из обыкновенного ведра, когда призрак Женя  пытается привести в чувство не держащуюся на ногах Олю. В одном из эпизодов спектакля идёт романтичный дождь, который в сочетании с постоянно возникающим туманом создает удивительно красивые зрительные эффекты. Самая драгоценная влага льётся из глаз Оли: Екатерина Ледяева играет эмоционально, на пределе чувств, и наконец открывается ужасное воспоминание о насилии над ней, совершенном несколько лет назад. Свидетелем именно этого момента откровения Оли с призраком и становится перфекционист Саша, хватаясь за топор. О других сильных чувствах со стороны Саши не может быть и речи: он унижает подругу, а затем окончательно расстается с ней. Пара покидает сцену, «закуклившись»  в упаковочный целлофан – как вначале и предстала перед зрителями.

Финал истории однозначен. Любовь – чувство зыбкое, мимолетное, в какое время не размышляй о ней. Ни одной звезды не видно над уснувшими мистическими  деревьями, — они окутаны только проникновенной философской песней Бачурина.

Впечатление от спектакля неоднозначное, но его стоит посмотреть. Магия этой истории не может оставить зрителей равнодушными.


Возврат к списку