Пресса

Пресса


САРАТОВ. Земной учитель, небесный покровитель…

Кто бы мог назвать Олега Павловича Табакова неземным человеком? Он словно скроен был весь из крепкой материи - Актер, Человек, Мастер. После выпавшего из всех планов и афиш 2020 года в Саратове, на его родине, наконец, удалось провести традиционные гастроли ТШТ - Театральной школы Табакова (в ТЮЗе Ю.П. Киселева) и Второй фестиваль в рамках культурно-образовательного проекта «Уроки Табакова» (Саратовская академдрама и СаТИ - Саратовский театральный институт). Проекты рассчитаны на зрителей и в большой мере - на студентов и преподавателей института.

На пресс-конференции Школы Табакова в ТЮЗе ее худрук (и руководитель Театра Олега ТабаковаВладимир Машков заговорил об их «небесном покровителе» - Олеге Павловиче. Машков ищет по всей России «самородков», как это делал Учитель. В Саратове за четыре дня он прослушал десятки ребят. А вечерами на сцену выходили ученики Школы. Класс-концерт «Концерт № 1», «С любимыми не расставайтесь» А. Володина, «Фантазии Фарятьева» А. Соколовой. Тонкие психологические моменты уже по плечу ученикам ТШТ. Режиссер-педагог Школы Алена Лаптева предложила свою версию «Рассказов» В. Шукшина. Семь коротких рассказов: один незаметно переходит в другой, актеры те же, вместе они - деревенские жители, смешные и важные, нелепые и отчаянные... Сокращения в тексте имеют свои минусы. Но хорошо уже то, что ребята прикоснулись к великой прозе и сделали это так искренне.

Пандемия не позволила устроить более широкие показы, но были встречи с лучшими учениками Табакова, спектакли с их участием, мастер-классы, спектакли Школы-студии МХАТ и ТШТ, знакомство с новыми явлениями в драматургии.

Иные

Выпускной курс Евгения Писарева Школы-студии МХАТ привез спектакль по пьесе Марии Конторович «Пол - лава, а Маша шалава». У них получилось «Машалава». Толкуй, как хочешь. «Шалава», что и кричит ее мужчина, получив громкий отказ через форточку. «Лава» - как непредсказуемая стихия... Роль Машилавы лихо и горько сыграна студенткой будущей актрисой. Пьеса ставит как будто простые вопросы - и все «под дых».

Театр doc. показал вербатим в наушниках «Будущее.doc». Режиссер Иван Угаров сохранил монологи подростков без адаптации. Их проговаривают неактеры, слушая текст через наушники. И вскрывают психологические травмы детей, о которых взрослые даже не догадываются.

Состоялись лекции ведущих театроведов страны. Павел Руднев, доцент Школы-студии МХАТ, уже презентовал у нас книгу, где дал первый серьезный анализ советской и российской драматургии. Теперь он говорил о последних тенденциях. Руководитель магистерской программы ГИТИСа Кристина Матвиенко показала путь «От документального театра к театру социальному». Театр с глухонемыми, слепыми, аутистами, с заключенными, со стариками. Все это ростки социального театра.
Два спектакля стояли особняком. Первый - моноспектакль руководителя творческой лаборатории ШДИ Игоря Яцко «Уроки Пушкина». Бывший тюзовец, Яцко всегда бывает на фестивалях в Саратове. Актер прочитал «Графа Нулина» - драгоценный «пустячок», написанный одним росчерком пера. Совершенно свободно, невероятно смешно, с бешеной пушкинской энергетикой. Показал и отрывки программ, которые читал на Красной площади в дни рождения Пушкина. «Мне нравится фестиваль, потому что это образовательный проект. Учиться надо всю жизнь!» - заметил актер, чей театр называется именно Школой.
Спектакль в жанре Storytelling - «Преступление и наказание» в исполнении Алексея Розина и Ильи Барабанова (ученики Романа Козака), как ироничный и нескучный пересказ Достоевского. Здесь ключевое слово нескучный. Но главное есть: комнатка-гроб, вызревшая в ее тесноте ницшеанская идея, диалоги-поединки с Порфирием Петровичем. От смешного до трагического ровно один шаг.
Олег Павлович часто повторял: «Хотя бы то, что я вырастил таких учеников, как Вовка, Сережка, Женька, мне... там зачтется». И мы понимали, что речь идет об актерах золотой табаковской пробы Машкове, Безрукове, Миронове - народных артистах России, руководителях столичных театров. Все они побывали у нас весной.

Лучшие

Можно по-разному относиться к Сергею Безрукову, «перемелькавшему» в фильмах и рекламе. Но то, что Сергей - настоящий лицедей, отрицать сложно. На встрече со студентами Безруков рассказал о своей режиссерской работе в театре. И сделал оригинальный разбор «Вишневого сада». Последнюю чеховскую пьесу он поставил в саду, героиня на самом деле едет на лошадях со станции. В финале деревья с обнаженными корнями безжалостно опускаются на импровизированную сцену.
Он говорил, что Мастер был для него как отец. Мог шутить, подкалывать, но внимательно наблюдал за игрой. Дольше всего они играли вместе Моцарта и Сальери: «Актерство - это «веселенькое дело», - говорил Учитель. Ты должен быть легким, азартным, настоящим... Он обладал редчайшим даром - общаясь с чиновниками, с властью, сохранять чувство собственного достоинства. Стараюсь учиться у него и этому».

Безруков показал моноспектакль «И жизнь, и театр, и кино». О четырех великих поэтах. Ярче всех выглядит его Сирано, с отточенным остроумием и хорошо спрятанной горечью. Пушкин и Есенин, скорей, обозначены. А вот почувствовать себя «на концерте Высоцкого» мы смогли.

Театр на Таганке привезла ученица Олега Табакова Ирина Апексимова. В СаТИ актриса с юмором поведала о своем «пути в искусство». Как трудно давался первый студенческий год. Она делала этюды вместе с Машковым - тоже «кандидатом на вылет» из Школы-студии МХАТ. Наконец, отрывок из «Ричарда III» точно лег на темперамент будущих звезд сцены. Мастер взглянул и сказал только три слова: «Ну вот же...» У Олега Павловича был «глаз-алмаз». Табаков дал им в руки ремесло, научил держать уровень, ниже которого «не упадешь». 10 лет Ирина играла в Табакерке и в МХТ им. А.П. Чехова, выходила вместе с учителем в «Горе от ума». Теперь Апексимова «дважды» директор - Таганки и Содружества актеров Таганки. Она тоже вспоминала «школу» Табакова именно как руководителя.

Таганка явила смелую версию Шекспира питерского режиссера Андрея Гончарова. Внутренне я была уже готова к тому, что Яго женщина, проблема Мавра не в цвете кожи, Дездемона намного его старше, и душить он ее не собирается. Что-то другое должно было зацепить на крючок... «Я покурю?» - спрашивает в финале оклеветанная жена. - «Покури», - милостиво разрешает муж. Застрелится ли героиня за сценой? Не факт. Все здесь на полутонах, отрешенно. Отличный актерский состав. Интересный эксперимент. Опыт прочтения «Отелло», который и смотришь... как опыт.

Театр наций показал уже шумно известного «Горбачева» Алвиса Херманиса с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой. Но сначала в СаТИ, в чудесном диалоге, актеры рассказывали о тайнах профессии. Миронов мог бы написать книгу о значении точно найденного жеста. Хаматова отметила, как похож Евгений на своего Учителя. Его тоже все осаждают просьбами. Как-то даже защитники уток накинулись. Миронов уточнил, что у Табакова не только просили - он всем действительно помогал. Уже стоя в кулисах, голосом Матроскина успевал позвонить какому-то чину.

Хаматова рассказала, как познакомились с Горбачевым по делам Фонда помощи больным детям. Раиса Максимовна в самое тяжкое время (разваливалась страна!) сумела выучить детских онкологов за границей и построить им современный центр. Спектакль Херманиса вырастает из таких неполитических вещей. И мы понимаем, что главное испытание для Горбачева не болезнь и смерть жены, а жизнь без нее. Это трогательная история, тепло рассказанная большими актерами.

...Две недели жили мы с именем Олега Павловича Табакова. Встречи с учениками, осененные именем замечательного русского актера, напитали соками и зрителей, стосковавшихся по живому театру, и будущих артистов.

Крайнова Ирина

«Страстной бульвар»

Выпуск №9-239/2021, В России


Возврат к списку