Пресса

Пресса


ВИЛЮЙСКИЙ МЕЧТАТЕЛЬ

«Произошла неловкая пауза. Не ожидавший такого ответа Винников растерянно проговорил:- Так, значит, отказываетесь, Николай Гаврилович?- Положительно отказываюсь, - просто и спокойно подтвердил Чернышевский».
Давно  доказано, что Николай Чернышевский не «звал Русь к топору», как утверждала советская историческая наука. И что действительно  был великим , без кавычек, мыслителем, хотя  другой человек, великий писатель, но  не мыслитель,  и  посвятил ему главу-памфлет  в  своем романе «Дар». На  традиционных чтениях в музее-усадьбе Чернышевского слушала глубокие доклады профессора Адольфа Демченко, написавшего  научную биографию первого демократа, и пламенные речи  философа и  ученого Владимира Кантора,  издавшего  книгу с говорящим названием «Срубленное древо  жизни»,  и интересные  сообщения профессора Он Оя из Саппоро, который находит  полезные стороны  экономического учения  Чернышевского…для Японии (крестьянская община как основная ячейка  земледелия).
Солидарна с режиссером постановки по роману  «Что делать» в академдраме (  известный режиссер Игорь Коняев, поставивший у нас  в том числе , очень неординарно – «Женитьбу Фигаро», что было  непросто тогда  на фоне недавней,   с Андреем Мироновым) в оценке масштаба личности  первого демократа. Инсценировку  его  романа  написала завлит театра  имени Слонова Ольга Харитонова.
Было уже  несколько постановок  этого культового произведения в Саратове, о   чем рассказывает выставка в фойе театра.    Запомнилась тюзовская,  режиссера  с  ярким  сценическим почерком – Владимира Федосеева. Уже  тогда роман  нашего «Гаврилыча» мало  занимал умы  школьников, однако постановщик нашел острую форму подачи материала: спектакль-диспут . И  был Автор,  горячий участник дискуссии , играл его выдающийся российский актер Сергей Сосновский.
Драма пошла иным путем, следуя за сюжетной линией романа и описанием  многочисленных снов Веры Павловны.
Спектакль очень  густо населен.   Прежде всего  -  трио «положительно прекрасных людей». Прекрасны они  без кавычек. Строгая красавица Вера, одним своим видом усмиряющая  всех записных пошляков (Зоя Юдина), интеллигентный, обходительный Кирсанов (Денис Кузнецов) , добродушный, улыбчивый Лопухов (Александр Островной). Редким обаянием  и позитивом    напоминает героев  Александра Демьяненко.
Симпатичны  шутливые подтрунивания   друзей друг над другом, переживания Лопухова, полюбившего Веру по-настоящему. А вот когда "искра"  вспыхивает  в глазах Кирсанова ,  я  так и  не  заметила.
В первой части постановки  множество персонажей из «прошлого мира» . Корыстная мамаша  Верочки - Любовь Воробьева ,ее безвольный отец  -Андрей Степанов. Если первая фигура   страшновата в своем  неотступном желании вытащить дочь «из грязи в князи»,  робкий Павел Константинович и смешон, и жалок.  Чудесна сцена карточной игры  с сынишкой (обворожителен  Артем Аракелян). Малыш уже сейчас   умеет  надавать папаше «лещей» за проигрыш.
Более фарсовыми получились  мсье Сторешников с компанией (Максим Локтионов,Татьяна Родионова,Александр Каспаров, Игорь Игнатов).  Ловкий гусар ни минуту не стоит на месте, перемещаясь «с цветка на цветок молодым стрекозлом»   -  «порхает,летает и мечется».  Жюли из-за  текстовых купюр  здесь  всего - лишь милое, говорливое существо. Танечка ( Татьяна Родионова),конечно, charmant, но  вспомним,  что француженка спасает Веру, рискуя собственным положением.  И находит  работниц  для  мастерской Веры Павловны.
Актеры драмы умеют  создавать маленькие шедевры   буквально из эпизодов. Вечная grande coquette - -маман   Сторешникова (Евгения Торгашова) -  с  огромными синими, полыхающими безумным огнем глазами.  Бессловесная Матрена с оттопыренным ухом и  тяжелым самоваром  на весу (Елена Блохина)  -   это уже целый танцевально-пластический этюд. Хороша  он и в рольке  жалостливой квартирной хозяйки.  Степенна пара Данилыч -Петровна  (Андрей Казаков - Светлана Москвина), не без  насмешки над «чудящими» господами.
Настасья Крюкова , скорей, тоже  женщина из прошлого.   «Новые  люди» помогли больной   счастливо  прожить последние годы. Обычно Александра Коваленко играет женщин , которые знают, чего   хотят .Здесь ее  героиня  скромна и  покорна судьбе.
Трудней всего показать «особенного человека». Максималист  Рахметов давно стал притчей в языцех. Он подается   ( Илья Ульянчев) с легкой долей иронии.  Не без  комизма показана  и   обильная кровью сцена "на гвоздях".Весь  облик персонажа – высокого, длинноволосого,в широкополой шляпе –   напоминает «Буревестника революции». Отрешенный от   «земных дел»,  тем не менее,  он отлично справляется с поручением Лопухова: подготовить Веру Павловну к  своему «воскресению».
Интрига,  придуманная  автором   в духе  авантюрного романа, содержит и  такой эффектный ход.     Здесь  он дан вскользь и не очень  понятен.
Изумительна работа  художника-постановщика  спектакля Юрия Наместникова.   Легкий, подвижный, совершенно  живой занавес: он   дышит, трепещет, вздымается  как бы сам  по себе. На  отдельных его  полотнищах  возникает  графичная простота Петербурга,      видятся манящие пейзажи будущего ( видеохудожники - Антон Андреев, Вячеслав Слугин). Наряды бесподобны.Мебель прозрачна и невесома - застывший лед рассудочной мечты?..Мятежная, волнующая музыка Баха и Беллини, Бетховена и Моцарта  врывается в   нашу   эмоциональную память…
Да, много  хорошего, но и  просто  - много. Спектакль идет почти четыре часа. И если «положительно прекрасных героев» уравновешивают  сначала    люди «из другого теста»,  во втором действии их  практически нет, хорошее тут  борется с лучшим. Состязаются в благородстве Кирсанов с Лопуховым, не уступят    в  прекраснодушии другие герои...
«Ахиллесова пята» книги  - ее «Сны», растянутые,  порой нудные. Очень  сложно  найти  им  адекватный театральный образ. И  временами фигуры на сцене   напоминают    колонну спортсменов-гимнастов   вкупе с артистами оперетты на первомайской демонстрации . Но  хотя бы  не выглядят ,  как «фаланстер в борделе», по ядовитому выражению Герцена. Лондонский изгнанник  чтил  главу русского демократического лагеря, предлагал издавать   за границей  закрывшийся "Современник", но,  блестящий стилист, не удержался-таки, съязвил …
Первый  "светлый" сон  Веры Павловны неизбито   вышел    у «Балаганчика», театра драмы, музыки и поэзии.Он  ставил роман Чернышевского в позапрошлом году. Девушка из Будущего ,тонкая и звонкая , в развевающемся пеплосе,    ниоткуда   являлась на балконе  родового гнезда НГ. То  ли девушка, то  ли  виденье. Режиссер и автор инсценировки Елена Смирнова ограничилась  первой частью книги, заострив внимание  на женском вопросе.  Вышло  увлекательно, динамично,  не поверхностно. За что    они получили три Золотых Арлекина на последнем областном фестивале.
...Возможно, будут какие-то сокращения в постановке академдрамы. Но в любом случае -  эта  целая эпопея, с мечтой о Прекрасном далеко, где все свободны, равны и равно счастливы. «Помечтаем о фаланге, живущей во дворце: 1800 душ — и все веселы! Музыка, флаги, сдобные пироги… "Чернышевский  симпатичен еще   и  тем, что сам горячо верил в свой «сон золотой».Он и  любимую жену,   ту еще  grande coquette, поместил в свою утопическую страну, превратив  в "положительно прекрасную" даму.
"Если б завтра земли нашей путь/Осветить наше солнце забыло —/Завтра ж целый бы мир осветила/Мысль безумца какого-нибудь!" –писал неунывающий Беранже. А  что  обычно делают власть имущие   с мыслящими безумцами?

20 лет каторги и ссылки в студеный, гиблый Вилюйский край, отрезанный от мира непролазными топями и дремучими чащами. И потом, вдруг  -  моментальная переброска на знойный юг,  где скорая смерть и - скорое забвение. Все по плану...
Не вышло! Забвения  не получилось.  Даже ярый  противник  Чернышеского Набоков замечал: «его книга оттянула и собрала в себе весь жар его личности». Я  недаром начала  отрывком из хроники его жизни. Отказался просить  у царя   помилование. У  старого  и  у другого - нового. Ни у кого никогда ничего не просил…. Хорошо бы «жар» этой личности – в письмах, дневниках,  в документах  о нем -   показать  когда-нибудь   и на сцене.

Ирина Крайнова

6 октября 2021

САРЫТАУН.АРТ


Возврат к списку