Пресса

Пресса


Как быть?

Гамлет вновь оказался нашим современником

Новую версию самой известной в мире пьесы представил саратовский академический театр драмы.

Убедить нас в том, что шекспировский «Гамлет» именно сегодня нам совершенно необходим, взялась хрупкая и решительная женщина Марина Глуховская. Талант московского режиссера за последние годы стал родным для саратовского театра, Глуховская поставила здесь «Дом Бернарды Альбы», «Трамвай «Желание», «Преступление и наказание», «Немного о лете».

Классики из классиков Достоевский и Шекспир воспринимаются у Глуховской как дилогия – она ставит спектакли о совести, об ответственности и о том, как с этой самой совестью человеку трудно, почти невозможно жить. Кому сегодня нужны серьезные разговоры длиною в три с половиной часа? Да еще на сюжеты, известные даже не умеющим читать? У молодого принца дядя отравил папу, Офелия сошла с ума и утопилась, неладно что-то в Датском королевстве, распалась связь времен. Быть или не быть – вот, бедный Йорик, в чем вопрос.

Бедные мы все. Этот худой, нервный парень в растянутом свитере и джинсах – он ходит среди нас и не знает, что делать. Но происходящее вокруг ему категорически не нравится. Под жесткую музыку немецкой группы «Рамштайн» действуют люди в полувоенной форме, вскидывая руки в подозрительных приветствиях. Бороться в одиночку? А смысл? А вдруг Клавдий (убедительная работа Владимира Мамонова) действительно хотел, как лучше?

Конечно, взрослый зритель, который помнит Иннокентия Смоктуновского или Владимира Высоцкого, или зритель молодой, побывавший год назад на гастрольном спектакле МХТ, с предубеждением отнесется к любому сценическому Гамлету. Но у Марины Глуховской есть еще один талант – открывать. Молодой Григорий Алексеев теперь надолго останется саратовским Раскольниковым. Молодого Александра Каспарова зрители запомнят саратовским Гамлетом.

24-летний актер достойно выдержал тяжесть ответственности, был искренен, эмоционален и очень свой. Ему больно за маму (Гертруда – пронзительная Алиса Зыкина), страшно за любимую (Офелия – трогательная Татьяна Родионова), стыдно за друзей. Как ему быть? Он, в общем-то, за нас всех отдувается. Режиссер доверяет зрительному залу, которому, может быть, тоже станет чуточку стыдно. «А страсть узнать всю правду как-нибудь перетерпите».

Последний раз в саратовском театре ставили Шекспира в 1982 году, совсем в другие времена. Впрочем, как сказала совсем молодая зрительница, выходя с Гамлета-2008: «Мне очень понравилось, потому что все абсолютно понятно». И страшно.

Валерия Каминская («Российская газета»)


Возврат к списку