Пресса

Пресса


Сеанс магии без разоблачений

Смотрела  на сцену и думала: что-то мне эта денежная  история напоминает. Муж и жена обнаруживают на столе крупную купюру. Затем  находят на полу  еще много купюр. В шкафу, в спальне , ковром, устлавшие пол. Деньги  сыплются   из ящика под потолком, буквально падают сверху, их невозможно сосчитать…Вспомнила!
« — Авек  плезир!  — отозвался Фагот, — и скомандовал: — Прошу глядеть вверх!... Раз! — в руке у него показался пистолет, он крикнул: — Два! — Пистолет вздернулся кверху.  Он  крикнул: —  Три!  — сверкнуло, бухнуло,  и тотчас  же  из-под купола, ныряя между трапециями, начали падать в зал белые бумажки. Они вертелись,  их разносило в стороны, забивало на галерею, откидывало в оркестр и на сцену.  Через несколько  секунд денежный дождь,  все  густея, достиг кресел, и зрители стали бумажки ловить. Поднимались  сотни  рук, зрители  сквозь бумажки  глядели на освещенную сцену  и  видели самые  верные  и  праведные  водяные знаки… Кое-кто  уже ползал в проходе, шаря под креслами. Многие стояли на сиденьях, ловя вертлявые, капризные бумажки…» Самый мистический советский роман, где есть глава про черную магию и ее разоблачение. И вот диалог героев пьесы  Себастьяна Тьери «Деньги как дождь».
«ЛОРАНС: Это что, ливень из денег?
БРЮНО: Я не знаю… Будто прошла гроза…
ЛОРАНС: как безумная
Потоп!… Это потоп!…»
Наверняка известный  кино-театральный актер и популярный французский драматург Себастьян Тьери знаком с  одной из  самых ярких  метафор булгаковского романа, «мода»  на который не проходит по сей день. Только у Михаила Афанасьевича герои – рядовые обыватели, которые   рьяно  за бабками  устремляются. А  главные персонажи пьесы Тьери – милая, несколько старомодная пара парижских интеллигентов -  сильно по этому поводу рефлексирует.
Нет, спохватились  они не сразу. Первую сотню евро благополучно прокутили в ресторане. Но каждый день прибывают новые  «бабки», грозят завалить хозяев в их уютной квартирке с видом на Башню, смыть  денежным потоком.  И  Лоранс с Брюно, очень симпатичные, одинокие ,  до сих пор любящие, начинают  обвинять друг друга. Брюно, анестезиолог, не видавший за 40 лет работы даже «карамельку» от  больного  (какой контраст: оперируемый у нас  порой платит мзду и тому, кто дает  ему   наркоз!), отвечает на обвинения жены в жадности   встречными наскоками: « То есть сто евро – это ерунда?.. А тысяча евро – это ерунда?... Сколько надо, чтобы ты почувствовала  отвращение?.. Начиная с какой суммы, деньги становятся грязными?»
Очень   смешная история  про любовь и деньги, как карамелька в фантики,  обернута  в   несколько слоев - смыслов. Разве  неожиданно  большая сумма  это  не всегда большая радость? До какой суммы ты  можешь устоять от искушения? Как распорядиться неожиданно обрушившимся  на  твою  голову богатством? И скоро ли  за него последует расплата?
«Деньги как дождь» в академдраме поставила Эльвира Данилина, заслуженная артистка России,  нестандартно мыслящий режиссер.  И хотя критика пишет, что  это  «безумно смешная комедия с прививкой абсурда»,   а «Тьери - новая звезда французской драматургии», и   на родине спектакль сыгран  только  в одном театре 350 раз подряд… все равно  там  заметна некоторая  нудноватость, есть  повторы. Только хорошие актеры могут с ними справиться.
У режиссера Данилиной играют очень  хорошие актеры. Валерий Малинин и Александра Коваленко практически весь спектакль на сцене. Сашу мы часто видим в комических и острохарактерных ролях. Изящная фигурка , потрясающая пластика, если нужно, то и лирические нотки. Ее партнер  -сильный актер психологической школы, но может задать  и броский, ироничный рисунок, как делает  в «Женитьбе» Гоголя. Малинин и Коваленко  не играют фарс. Они остаются естественными в неестественной  ситуации,  отчего и  забавны, и убедительны.
Скорее, несколько шаржированы  два других персонажа: ничего не понимающая Домработница (Светлана Москвина) и похожий  на Киборга   внешне и  походкой Сосед (Александр Каспаров). Постановщик  же  их  несколько  очеловечивает.
Тереза вопит без умолку: « Моя не кралá! Моя не кралá!», -  умудряясь  при  этом украдкой сунуть  за пазуху крупную купюру.Сосед Трак не только ищет свои деньги в чужом доме, но успеваети женщин  приобнять, и черную икру из салатницы   слопать . Его  никто  не останавливает: опасно  иметь  дело с вооруженным  хамом.
Одна фраза в  тексте про Провидение позволяет режиссеру ввести и  этот образ. Деньги не появляются сами по себе: их подбрасывает страшноватого вида господин с загадочным рисунком на спине (Андрей Казаков). Для  него    замков и преград  не существует. Прочла  сначала без очков, что  это  якобы    Привидение. А что? Темные одежды " ассистентов",  линии сзади, похожие на крылья летучей мыши ,ночные визиты – чем не приметы    потусторонних сил?
«Правила комедии абсурда», как   заявлен жанр,  позволяют героям нести всякую чушь, отвлекая опасного Соседа  от спрятанных денег,  подсовывать ему  свадебное фото вместо ключа  от спальни. И -  не сводить в итоге  логические  концы с концами. Казалось бы, мсьё Трак   обнаруживает, наконец,  свои исчезнувшие  купюры, которые так упорно ищет в квартире соседей.  Но те ли  это деньги, мы   никогда   не узнаем.
Пьесы Тьери называют «умным бульваром», признаки которого проскальзывают  и  в речи таких интеллигентов, как Брюно и Лоранс, и в   ночных одеяниях сексапильной  директрисы,  насмешливо  окрашенных  художником 

Юрием Наместниковым в оглушительно красные  тона. Бульвар – так бульвар!..
Собственно, в  привычном «сериально-бульварном» духе  решен и   финал пьесы, где обезумевший от   бешеных бабок   доктор расстреливает   троих «свидетелей».  Но  в спектакле  академдрамы… мне показалось или: Брюно, падая, действительно  целится  в себя? Посмеяться - разойтись  - задуматься... Такая  выстраивается цепочка.

Ирина Крайнова

30 ноября 2021

САРЫТАУН.АРТ


Возврат к списку