Пресса

Пресса


КАБАРЕ С ДОПРОСАМИ, НО БЕЗ ПРИСТРАСТИЯ

Пьеса «Человек из Подольска» Дмитрия Данилова поставлена  в Саратовской драме.Четыре с половиной года назад показывали   ее  эскиз на лаборатории «Видимоневидимо» - в режиссуре  выпускника Женовача Владимира Смирнова. Полгода назад   уже   законченный спектакль сделал известный  петербургский режиссер Игорь Коняев , ставивший  у нас  «Женитьбу Фигаро» Бомарше ,«Завтрак  у предводителя» по Тургеневу... Работу  он посвятил  памяти друга - режиссера и актера Антона Кузнецова. В саратовской версии Кузнецов играл Фигаро.

Новый спектакль поименован «Полицейским кабаре», и действительно,  поют и играют  здесь  даже  больше, чем говорят. Попса,  припевки, электронная музыка. Отделение  полиции пьесы пополнилось ценными кадрами:  к двум полицейским чинам (Андрей Седов, Валерий Малинин)   и  полицейской даме «с подчеркнуто  утонченной внешностью и манерами» (шикарна здесь Эльвира Данилина)  режиссер прибавилил бас-гитару (ох, простите: господин младший лейтенант  - Игорь Игнатов), аккордеон (господин   старший прапорщик - Александр Каспаров), клавиши (господин   прапорщик – Александр Островной) и ударника (господин старшина  -Дмитрий Кривоносов). Вместе с двумя гитарами господ старшего и просто лейтенанта и вокалом госпожи  капитана  Марины (златовласой Мэрилин московской милиции)… Короче, вся эта поющая и играющая «банда» образует группу ВИА «Бивень Слонова». Не Мамонтова , заметьте:  наш театр назван не в честь мецената, а в честь  актера.
Полисмены улыбаются, смеются даже, пускают шутихи, стреляют из  сигнальных пистолетиков и, совсем уж в шутку, пощелкивают электрошокером.   Долговязый  парень из «обезьянника»    им отлично  подыгрывает, угадывая желания, отвечая  на любой вопрос – на  ходу пометки рвет.В  ручного  "шута  горохового"  превратился перековавшейся товарищ   из Мытищ (Илья Ульянчев).  Видимо,  это   светлое недалекое будущее и  для Человека из Подольска.
Обычно тот, кто занят в читке-показе,  играет   потом  в спектакле. Но законченный вариант ставил другой режиссер.  И он переставил актеров. В эскизе «мальчиком для битья»   был Александр Каспаров,   а мытищинского шута играл Дмитрий Кривоносов. Здесь их «повысили» до господ полицейских . Роль  же невинно пострадавшего  превосходно  исполняет актер нервического темперамента  (Александр Фильянов). Полицейские в спектакле раздвоились и даже «растроились», но методы их  работы  остались прежние: ласково-угрожающие с креном в  последнее.
После спектакля – полтора часа хороших вокала, ритмов и хулиганства спетой группки (музыкальный руководитель  - Татьяна Цой) – ко мне подошла знакомая и спросила, что это было. Успокоительные слова аннотации  на  нее  не подействовали/ «Это спектакль, который хочется посоветовать людям, которые постоянно чем-то недовольны. Не будь «человеком из Подольска». Люби свой город, свою работу. Не обесценивай свою жизнь»/. Она права,  слоган «Люби свой город, свою работу!» -  лишь верхний, видимый план пьесы Данилова.Я  ответила вопросом  на вопрос: «А как бы ты себя чувствовала, если бы  тебя поймали  на улице, привезли в отделение …полиции  и  потребовали , чтобы история  города , внешний ( и внутренний ) вид  твоей улицы, дома , подъезда  буквально   отскакивали у тебя от зубов?»
Как  справедливо пишет Павел  Руднев, театровед, теоретик   современной драматургии,  «в ней есть перевертыш: держащие за решеткой невинного человека полицейские говорят как будто  правильные вещи. Из чего  вырастает новый, постсоветский абсурд». Абсурд страшного сна Интеллигента, его  ночного кошмара. Человека при    документах, с регистрацией, трезвого,не бомжа и  не гастарбайтера, забирает мили…полиция.
«А за что тогда? ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Это мы сейчас выясним. ЧЕЛОВЕК ИЗ ПОДОЛЬСКА: Как выясним? В каком смысле? ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Ну как выясним. Очень просто. Я буду задавать вопросы, вы будете на них отвечать. Так и выясним, за что мы вас задержали».
Из вашей растерянности,  испуга, честных ответов о серости и убогости урбанистического пейзажа с безликими хрущевками и  промзоной полицейский сделает выводы о вашей  полной несостоятельности. Вы-де, полный лузер, и вообще...  Но   это не все. Вам велят  повторять разные фразы на манер футбольных фанатов, в  нарастающем ритме,  и тупо маршировать, и  распевать про   «золотую мою столицу». Нахально вторгаясь в  жизнь уже  зрелого  человека, где что-то однажды пошло не так. То ли способностей не хватило,  то ли характера. И как  жить  дальше герою робкому, зашуганному, с клеймом лузера, официально ему поставленного?..   Выбор невелик.Полисмен случайно обмолвился , что могут отметелить и подсыпать "порошок". Почему-то ему веришь...   Да, неудачник, да, с мамой,  и жена ушла к другому,   и   официоз приходится   писать за шефа, а  его музыка интересует только его самого. Но это ЕГО музыка, ЕГО выбор, ЕГО право. Почему участок   и вообще кто-либо  должен что-то ему диктовать?...
В версии Смирнова полицейский, не трогая свою жертву, отыгрывался на пластиковых  бутылках, выразительно «сворачивая им  шеи». В спектакле Коняева «за порядок» в участке  отвечает господин Михалыч  (замечательная характерная роль здесь  у Валерия Малинина). Он рвется поговорить с «тупым историком» по-свойски,   более умные товарищи удерживают.  Михалыч довольствуется эквивалентом сочной народной речи. И  как же выразительно звучит  его вечное «на»!
Простоватый  лейтенант  портит малину остальным «бивням». Похоже, они зашли сюда совсем  из другого дома.  Изощренный  «интеллектуальный» допрос с упоминанием Малевича, Сорокина,  модных музыкальных трендов и   скрытой издевкой  им в охотку. Есть   кому и их «строить»: ласковый голосок   советует время от времени «дышать по системе».
Веселое получилось кабаре   полиции нашей «золотой   столицы»! Даже очень. А промзона  на  юге от Москвы и правда выглядит однообразно  и ужасно  уныло – особенно, если смотреть на    нее  из электрички…

Ирина Крайнова

18 декабря 2021

САРЫТАУН.АРТ


Возврат к списку