Пресса

Пресса


«Уходя, оставьте свет…»


«Уходя, оставьте свет…»

(рецензия на спектакль «Моя Марусечка» Саратовского академического театра драмы им. И.А. Слонова)

Спектакль «Моя Марусечка», показанный в феврале 2022 года в рамках XI Областного фестиваля «Золотой Арлекин» на сцене Саратовского академического театра драмы им. И.А. Слонова, притягателен и понятен многим зрителям. В нём – ностальгия по невозвратно ушедшей в прошлое советской эпохе семидесятых годов, которую усиливает музыка, песни и танцы. Всех этих, возникавших спонтанно во дворах, на праздниках-поминках, да и просто по зову сердца проявлений человеческой души, делающих наше бытие теплее, почти не осталось – на смену  человечности пришло нечто холодно-гламурно-лощёное, коммерческое и отстранённое от жизни. Всё остальное ушло в виртуальное пространство, разобщившее нас.

В спектакле театра драмы, поставленном московским драматургом и режиссёром Мариной Глуховской по инсценировке одноименной повести Александры Васильевой перед нами – знакомые, узнаваемые персонажи. Режиссёр-постановщик, как и многие из нас, не понаслышке знает «вкус» советской эпохи: мы носили такие же коричневые форменные платья с белыми фартучками и красными галстуками, как одна из персонажей – Саша, обозначенная в программке как «путешественник во времени» (Зоя Юдина). Она вспоминает о своей соседке Марусе, уборщице из продуктового магазина (Татьяна Родионова).  «Негероическая» героиня, Маруся продолжает ряд «простых» русских женщин, к которым всегда и все обращаются: «помоги», «поправь», «пригляди», «подотри» — и которые как бы и не очень нуждаются в какой-либо справедливой отдаче.

На самом деле – очень нуждается Маруся, и в прямом, и в переносном смысле. Она, вечно на побегушках в продуктовом магазине, не голодает, даже дефицитные продукты ей перепадают. Но загремел в тюрьму за «попытку изнасилования» её приёмный сын Митя (Александр Островной), и никто не поможет, никто такой суммой, которая нужна адвокату, не выручит.

И справедливости не доищешься…

рецензия на спектакль «Моя Марусечка» Саратовского академического театра драмы им. И.А. Слонова

Общество, показанное в «густонаселённой» «Марусечке» — казалось бы, тоже не чуждо коммерции: речь заходит и о деньгах, и о торговле. Но те времена, когда лень и халатность достаточно было «пропесочить» на партийном собрании, присовокупив в качестве образца собственную трудовую биографию, как это делает директор магазина Виталька (Валерий Малинин), тоже далеки, они вызывают грустную улыбку.

В сущности, все чувства, все человеческие взаимоотношения остались прежними: любовь и предательство, чванство, мещанство, богатство и непреодолимая бедность, милосердие и дружба… Возможно, и мы с вами остались такими же, как и герои «Моей Марусечки», которых, немного абсурдно-карикатурных, замотанных в толстые платки и нелепые ватники, вывозят на санках, как несмышлённых детей, со своими причудами и игрушками. Сюрреалистический образ – в руках один из «ездоков» держит на палке банку с подсвеченной водой». Герои «Марусечки» напоминают и шукшинских «чудиков», и многочисленных персонажей наивных «картинок» Владимира Любарова, в свою очередь, восходящие к героям Шагала. Кстати, их сближает и еврейская тема: Мишаня Дивидович, зав. рыбной секцией (Александр Каспаров) из спектакля драмтеатра, уезжает в Израиль, несмотря на все предубеждения его сослуживцев. Ведь, как известно, там лучше, где нас нет. На Марусечку с его отъездом сваливается ещё одна забота – «поправить» могилку сыночка Мишани, умершего от менингита. За это Мишаня оставляет ей кучу добра, но для героини это не главное – она всё делает «по понятиям», по совести, по доброте душевной…

Туда, где «лучше», всё время уезжает и артистка театра оперы и балета Тамара (Светлана Москвина): она бесконечно гастролирует, беря напрокат шубу в меховом магазине, зная, что её «верхние ноты» никто не возьмёт. А приезжая, узнаёт об измене…

рецензия на спектакль «Моя Марусечка» Саратовского академического театра драмы им. И.А. Слонова

Измен и предательства в «Марусечке» много. Изменяет Виталька своей «колоратурной сопране», культурной и красивой Женюре, терзаемой страшной болезнью (Дарья Ревина) – а как же не изменять? – с хорошенькими практиканточками… Опережает всех один из «чудиков»: когда по приказу Брежнева затопили кладбище, он, узнав про это и не говоря никому, перезахоронил своих близких повыше… «Сдаёт» ментам совсем ещё глупого Митю рыжая девчонка из ПТУ (Екатерина Локтионова). Жизнь как жизнь – от сумы да от тюрьмы никто не застрахован… И плачет добрая, безотказная уборщица Маруся на затопленном кладбище, обращаясь к родным сквозь толщу воды… К кому ей было обращаться? Ведь за веру в Бога на партсобраниях ругали.

Зато когда всем миром поминают Марусю – не Героя соцтруда, не оперную диву – просто добрую, почти святую душу, — столько душевности проступает в каждом! За обычным дощатым столом, за поминальным прозрачным стаканом, всем миром, просветлённые, вспоминают Марусечку. Танцует молодёжь (Екатерина Ледяева, Дмитрий Кривоносов, Максим Локтионов, Анастасия Парамонова, Сергей Ванин), откуда-то возникает полузабытая мелодия песни Петра Лещенко. Вспоминаются и другие слова: «Уходя, оставьте свет в тех, с кем выпадет расстаться…»

Анна Морковина

3 марта 2022

Заря молодежи


Возврат к списку