Пресса

Пресса


Абьюз по Достоевскому. Кроткая жена и деспотичный муж на сцене драмтеатра

Героев многих классических произведений отечественной и мировой литературы так и хочется отправить на семейную терапию. Кажется, обратись они к психологу, удалось избежать бы многих трагедий или, как минимум, необдуманных поступков. Но что говорить о 19 веке, если даже в современной России поход к "мозгоправу" многие откладывают годами, а потом не рассказывают об этом, как о чем-то постыдном. Вот и главным персонажам пьесы "Кроткая" Федора Достоевского помощь профессионала явно не помешала бы. Разобраться в хитросплетениях их отношений попытались в саратовском драмтеатре имени Слонова - на днях здесь состоялась премьера по одному из последних произведений русского классика.
Абьюз по Достоевскому. Кроткая жена и деспотичный муж на сцене драмтеатра

У героев Достоевского нет имен —  просто Он и Она. Сначала это может показаться странным, но потом понимаешь, что эта история могла произойти где угодно и когда угодно, и, скорее всего, с кем-то происходит и сейчас.

Она — юная, благочестивая и хорошо воспитанная девушка. Это и есть главные благодетели шестнадцатилетней сироты. Когда маменьки с папенькой не стало, ее приютили тетки. Они держали девушку в черном теле, всячески унижали и высмеивали, заставляли заниматься самыми грязными бытовыми работами, да и в целом хотели продать подороже. И вот на радость алчным родственницам пришел как-то к сироте свататься местный ростовщик. Отставной штабс-капитан присмотрел девушку, когда она ходила к нему закладывать то, что осталось от родителей. О любви или даже симпатии и речи быть не могло, ведь они почти не общались. С другой стороны, разве были у юной барышни какие-то другие варианты, кроме как выйти замуж за того, кто заплатит ненавистным теткам?

Казалось бы, живите и радуйтесь, узнавайте друг друга, стерпится, а потом, может, и слюбится. Но бывший военный сразу поставил супруге жесткие условия — денег на содержание минимум, никаких театров, балов и нарядов (хотя театр раз в месяц имелся), на улицу без него выходить нельзя. Рассказ ведется от лица мужа и в нем он признается, что хотел получить верного друга, но сначала "приготовить, победить, доделать" его. Победить — значит сломить, и именно этим не самый вроде бы плохой на свете мужчина занимается на протяжении нескольких месяцев. К тому же, сама юная особа оказывается не такой уж покладистой, как ему хотелось бы. Она вдруг узнает, что его в свое время выгнали из полка, и он бродяжничал какое-то время. Затем юная жена вызывается помочь мужу в делах, но с клиентами оказывается совсем не жесткой, чем вызывает гнев супруга. Никакого домашнего насилия здесь нет, жену супруг наказывает молчанием.

Так промолчали они целую зиму. И если барин за это время сумел смягчиться, понять, что был не прав и преисполнился к барыне нежности, то она окончательно убедилась, что не сможет его любить, а с полулюбовью жить не в силах. Такая уж ли кроткая эта "Кроткая"? Осмысляя ее роковой шаг в открытое окно, понимаешь, что нет. Она гордая, в чем-то даже непримиримая, и очень-очень честная, прежде всего, с самой собой, а потому просто не смогла поступить иначе. Его же сейчас бы назвали абьюзером и эгоистом, и посоветовали жене бежать, куда глаза глядят. Но, может быть, его израненная душа именно с ней и имела шанс оттаять …


Режиссер Ирина Керученко, приглашенная театром драмы для постановки "Кроткой", считается специалистом именно по этой пьесе. Ученица Камы Гинкаса ставила ее уже третий раз в карьере. В 2015-м она делала "Кроткую" для самарского театра, а еще раньше, в 2009 году, спектакль вышел в московском ТЮЗе. За главную мужскую роль актер Игорь Гордин удостоился "Золотой маски", а спектакль до сих пор идет с большим успехом. В случае же с Саратовом отталкивались не от режиссера, а от актера и материала. Сыграть домашнего деспота в "Кроткой", оказывается, давно хотел Олег Морозов, и уже под этот запрос шел поиск всех остальных мастеров.


Ученик Александра Галко вернулся на родную сцену через 20 лет, приобретя опыт работы в столичных театрах и многочисленных съемках в фильмах и сериалах. В прошлом сезоне он всех потряс работой в спектакле "Мы живем в чудесное время, Оля!". Благодаря ему и актрисе Екатерине Ледяевой постановка вышла настолько ладной, что они оба удостоились местной театральной премии "Золотой Арлекин". В "Кроткой" они опять оказались вместе, и на сцене вновь творилась магия.


"Кроткая" - это фактически бенефис почти гениального Морозова. Священнодействовать на площадке его герой начал еще тогда, когда зрители рассаживались в зале: украшал на свой вкус женщину, над которой имел власть. А затем бывший офицер исступленно боролся с собственным одиночеством в попытке заполучить любовь. Он метался из угла в угол, выворачивал все содержимое ящиков шкафов, цеплялся за подол юной жены. Абсолютно демонический актерский дар Олега Морозова превратил обычную премьеру в настоящее откровение.

На пресс-конференции в период репетиций Ирина Керученко говорила, что сначала "Кроткой" отдали было Большую сцену, а затем сменили ее на Малую. Посмотрев спектакль, понимаешь, что руководство драмы ошиблось. Да, в камерном пространстве Малой сцены игру актеров можно рассмотреть будто под микроскопом, но энергетически емкий талант Морозова с легкостью и изяществом наполнил бы собой и большее пространство.

Екатерина Ледяева вторит превосходной игре партнера. Ее сложно заподозрить в кротости, но здесь она удивительно бесшумно двигается с вечно склоненной головой, в минуты волнений треплет бант на платье, говорит мало, тихо и сбивчиво. Однако это не бесхребетность, а лишь попытка ужиться с тем, кто никогда не был мил, попытка оправдать его поступки и свое положение. Эта роль определенно раскрывает новые грани мастерства актрисы, приближая ее к разноплановости и вариативности будущих работ.

Служанка Лукерья в исполнении Елены Блохиной, будто вишенка на торте. Заслуженная артистка России играет сейчас в основном второстепенные роли, но здесь ценно не то, сколько актер проводит времени на сцене, а то, как он это делает. По степени вау-эффекта, производимого на публику, ее героини могут смело соперничать с самыми центральными персонажами.


Малая сцена, всего три героя, сдержанная сценография Игоря Вахитова и по миллиметрам выверенная режиссура Ирины Керученко — так получился спектакль, которому суждено надолго задержаться в репертуаре. Тем более, как сейчас принято говорить, не все так однозначно, и для некоторых главный герой может наоборот статься жертвой, а героиня — его палачом. Глубочайший Достоевский в любом случае не оставит без раздумий.

Екатерина Ференец

12 апреля 2022


Фото Юрия Набатова




Возврат к списку