Пресса

Пресса


БАБУШКА НАЧИНАЕТ  И  - ВЫИГРЫВАЕТ


Пьесу  Алексея Слаповского «Две матери, две дочери»  впервые  показали  на лаборатории современной драматургии «Видимоневидимо» в Саратовской драме три года назад.
Эскиз  делал  сам автор, и был  он так интересен, что  выбран для постановки в окончательном варианте. А ставил законченный  спектакль уже режиссер - Александр Доронин. Сначала ученик нашего Александра Галко, потом  – Алексея Бородина, в чьем театре (РАМТ) играет ведущие роли. Много и успешно снимается.
Запомнила его в  театральной эпопее «Берег утопии», где актер создавал  образы сразу трех  значительных  исторических фигур. С 2008 года и сам ставит спектакли .Его  «Платонов. III акт» по Чехову открыл «Ночной проект» РАМТа.  Инсценировал там и «Шатов. Кириллов. Петр» по  роману Достоевского «Бесы».На лаборатории «Видимоневидимо», где мы видели эскиз Слаповского, показывал  «Свидетельские показания» по пьесе Дмитрия Данилова.
Теперь режиссер перенес  мультимедийную комедию, как определен  жанр пьесы «Две матери-две дочери», из Малого зала  в Большой. Добавляется света и звука, включаются спецэффекты,л етят мыльные пузыри, звучат узнаваемые песни, идут кадры  одной из  главных  пырьевских агиток –«Кубанские казаки».  Фильм снимали в колхозе-миллионере в 1949 году, но и там  столы  не ломились  от яств, и  тысячи людей писали на киностудию,   пытаясь узнать адрес  такого  "цветущего" хозяйства.
Советская киноутопия снова и снова всплывает в спектакле.  «Назад   к прошлому» вместе со «старорежимной»  бабуськой? Или клочок дачной  земли сулит семье  идиллическое счастье сейчас?
От перенесения действия  на большую сцену растянулось все:  сюжет, сценическое время, хождение  героев. Возникли откровенные пустоты. Зато  Инет переписка на экране летит во весь опор. И если со второго раза  догадываешься, что  это бабушка пишет «дедушке»,     пытаясь понять   содержание, то остальные тексты  пробегают слишком  быстро. Возможно, они  не предназначены для чтения. Возможно…Но в итоге теряешь  нить происходящего, аи характеры героев обедняются.
Что там  происходит с Никой (Екатерина Локтионова),  такой раскованной подругой Аглаи, почему она переключается на красивого  глуповатого Адама( Сергей Ванин), почему вдруг  уезжает  и  отчего срывается за ней    хорошо изображавший супермена Тимофей (Андрей Седов)? Незаметно, что бы   хорошенькой Аглае  (Дарья Ревина) нравился ее «турок-немец», не видно, как успел разонравиться.
Удивительно, но в эскизе спектакля - в трехдневном  импрессионистическом наброске, все эти вторые планы были и  хорошо считывались. Сейчас актеры  порой   выдают конечный результат, без внутреннего подтекста.
Пожалуй, только в двух парах по-прежнему видны «петельки-крючочки» характеров и поступков. Это Илона в острой подаче Татьяны Родионовой и ее  сильный  партнер Андрей Степанов (Феликс). Муж Илоны   спокоен, элегантен и как будто несокрушим. Но мы кожей чувствуем, каково это - быть нелюбимым мужем  любимой жены.
И  по-прежнему   хороша   упрямая бабушка Надя Тамары Джураевой, без которой ни  пьесы,ни спектакля не было бы.Она всех любит, жалеет, однако  хочет прожить остаток жизни так, как  она считает нужным.  А быть «довеском» к молодым, болтаясь в огромном чужом городе, ну никак не желает. И  "был  бы конфликт  неразрешим, но вмешивается новый бабушкин Инет знакомый, у которого  учительница… учится настоящей мудрости. И понимает, что мир окрашен не только в черный и белый цвет"…Актер Юрий Кудинов при малой  внешней эмоциональности наделен  тонкой иронией и  бесспорным  сценическим  обаянием. Таков и его герой - Евгений Федорович. Он   «перековывает»  Надежду, потому что видит в ней  прежде всего Женщину - нежную,  ранимую,  обросшую в пылу самообороны раковиной… «улитку».  И раковина   начинает  постепенно  отслаиваться. Вот почему Бабушка меняет   свое «историческое»  решение .
Постановщик привнес немало режиссерских находок. Очень интересно начало, где Дочь, Внучка, и Бабушка репетируют ключевой разговор, повторяя свои «железные» аргументы на все лады, с разными интонациями. Милы, женственны и… упрямы   все героини.  Они и задают нужный  тон спектаклю. Создают настроение.
  Уже не первый раз  задаю себе вопрос -  это   зависит  не  от театра, а от  выбранного жанра: лучше все же эскиз или законченное действие? Эскиз текста Слаповского оказался и живее, и глубже. И это не первый случай.

Ирина Крайнова

15 июня 2022

САРЫТАУН.АРТ


Возврат к списку