Пресса

Пресса


В театре – премьера

 Интеллектуальное шоу в стиле «ню»

Спектакль, который начинается в 21.00  стоит особого внимания  зрителей

 

 

Начнем с того, что Саратовский   академический театр драмы имени И.А. Слонова представляет нам  эксклюзивный  авторский спектакль «Класс Бенто Бончева»: и драматург  Максим Курчкин, и режиссер Михаил Угаров -  сегодня  номер  один в  отечественном театре. Их вояж в Саратов и совместная работа здесь - скорее исключение. Одно то,  что театр ждал  режиссера  для постановки  четыре месяца,  а  он  все не ехал, занимаясь более  важным, должно быть, для него проектами в Европе, поддает жару и  подогревает зрительский интерес. Максим Курочкин  для  Саратова – вообще герой сезона: премьера его   пьесы в театре драме логичного  перетекает в другую -  в  ТЮЗе Киселёва заканчивается работа  над спектаклем «Чучело солнца» по роману Хемингуэя «Фиеста» в интерпретации того же  автора.

 В этой кипящей именами, событиями, слухами театральной  котловине и оказались мы перед дверью со скромной табличкой  «Класс Бенто Бончева».  Створки открылись в неведомый мир – мы оказались  в будущем, где  воплотился старый-старый девиз-лозунг-идея о том, что секса нет , то есть вообще. Заметим,  речь не идет о чем-то вроде Советского Союза. В ту  будущую эпоху секса ( читай – любви) не будет, оказывается,  даже в Америке,  по всему свету. Он останется только как атавизм древних  культов,   изучаемый   учеными, в качестве  исторического феномена.

 Не правда  ли знакомый мотив? Максим Курочкин –интеллектуал, наверняка читал  антиутопию Евгения Замятина  «Мы», великой роман Джорджа  Оруэлла  «1984»,  скорее всего в отрочестве успел посмотреть  популярный когда-то польский  фильм  «Сексмиссия» Юлиуша Махульского.  Так что  источников,  вдохновивших  драматурга, немало. Правда, в  упомянутых текстах речь все-таки шла о тоталитарных режимах, которые ограничивали всякую свободу  личности,  в том числе сексуальную. Тут  уж Максим Курочкин пошел дальше – секса у него  лишены граждане  демократического общества. Это фантазия, то есть условие игры,  о чем авторы и предупреждают в начале спектакля.

Мы видим, конечно,  сатиру  на современность, где секс стал разменной монетой, утратив всякий высокий смысл. От авторов  спектакля  достается обществу ,которое даже деторождение стремится заменить на процессы типа клонирования или, как звучит в спектакле «ребебинга». В том далеком будущем  ребенка  заводят, просто бросив монету в автомат и получив дитя, как чизбургер, без всяких переживаний и физической боли.

 Сущий идиотизм на фоне  отсутствия секса и любви  у людей  будущего проявляется очень своеобразно: например, раздевшись донага мужчина и женщины с недоумением разглядывают друг друга, критикуя  природу ( или  Господа Бога?),  которая устроила  все так нерационально в их  плоти.   Они не понимают назначения объятий и  поцелуев,  совершенно не представляют , в чем смыл любви, и  уж совсем полным абзацем  в их асексуальных мозгах становится слово  «ревность».  Правда, в своем неформальном общении  они пользуются  ненормативной лексикой, что по крайней мере странно, ведь известно, наша милая нецензурщина  как раз на сексе и завязана. В общем, нестыковок уйма, от этого зрителям бывает особенно весело.

Спектакль населен  странными   персонажами. Героями  многочисленных телешоу становится чудаковатая пара  - Франк и Эмма ( народный артист РФ Григорий Аредаков и Вера Феоктиства) – последние  любовники  на Земле: они целуются на камеру и спят в одной постели. Эти новые Филемон и  Бавкида  гибнут  в один час, так и не поняв , что их соединяла любовь. Какая-то светлая грусть окутывает эту короткую линию спектакля, который в общем-то можно назвать  трагикомедией, так как не смотря на гибель части героев,  в ней звучат геги и хохмы не уступающие  репертуару популярного комедийного телеклуба. Есть еще  профессор Тирс (заслуженный артист РФ Игорь Баголей)  - специалист по истории  секса, мечтающий  найти на планете дикие племена, все еще занимающиеся любовью. Он читает лекции студентам. Однажды, накачавшись спиртынм, он восклицает: «Сейчас надену майку в сеточку, кожаные трусы и покажу, на что способна  старая профессура!». Но этот порыв   гаснет в трясине всеобщей сексуальной  дисфункции. Отчаявшись, он спивается, оставив после себя   верного ученика  - болгарского юношу Бенто Бончева (Александр Фильянов) Ему-то и  уготовано все разгребать.

 В конечном итоге происходит   возвращение на круги своя: секс и любовь снисходят на мир.  Спектакль заканчивается  по сути,  призывом : плодитесь и   размножайтесь! Бенто с подругой Санди ( Александра Коваленко) выводят нас цену свое семейство, рожденное надо полагать совсем не  клонированием.

Спектакль уже нарекли провокационным из-за нескольких смелых сцен. Скорее он коммерческий в хорошем понимании, созданный по законам современного  актуального искусства. Отсюда режиссура –  изысканный минимализм с игрой света,  практически без реквизита  (например, кресло  профессора выполняет еще и роль писсуара)  с велосипедом в центре повествования, как символом вечности.

И все бы ничего. Но очень жальЧечилию ( Дарья Родимова) которая так и не вкусила  любви с профессором Тирсом и   студента- гея (  Максим Локтионов), безответно страдавшего от  чувств  к Бенто . Короче, дожить бы нас   всем до понедельника XXII века.

Владимир Акишин

26 Февраля 2013


Саратовская Областная газета


Возврат к списку