Пресса

Пресса


Никогда не разговаривайте с незнакомцами

В театре драмы стало тревожно от козьего блеяния

Его звали Анджело. Он, скорее всего,  был ангел. По той таинственности,  с которой он говорил , откуда пришел и, когда сел в знаменитую позу Адама, запечатленную на фреске Микеланджело «Сотворение Адама», стало ясно, что рай для  него не в диковинку,  но он оттуда, видно, изгнан и, как все падшие ангелы, отправлен по этапу в ад (этот же мотив можно проследить в спектакле  «Пьяный ангел» по пьесе Виктора Сосноры, который идет в саратовском театре  «Балаганчик»). Пользуясь безнадзорностью  он   направляет  свои бразды на остров  коз, где живут три женщины – мать, дочь и золовка матери, одни без мужчин. Дальнейшее в спектакле  «Преступление на острове коз» по пьесе  итальянского драматурга Уго Бетти походило на кошмарный сон: Анджело стал  причиной  раздора для некогда сплоченных трудностями быта и личной неустроенностью женщин. Едва ли  они были в идеальных отношениях друг с другом, но свыклись с мыслью, что  это их судьба – пасти коз на Богом забытой земле. Лишь младшая – Сильвия еще имеет возможность вырваться – она учится в городе.

Аднжело перекроил эту островную  жизнь. Красивый и сильный, жаждущий плотских наслаждений, назвавшись другом покойного хозяина дома, он стал любовником его вдовы- Агаты .  Тотчас  -  любовником  ее золовки Пии. Очень близко было и падение ее дочери — Сильвии. Но Агата вовремя остановила кошмар: Анджело, ангел попал туда, куда и направлялся — в преисподнюю... Но мы можем об этом только  догадываться.

Перевод пьесы,  поставленный профессором, народным артистом РФ Александром Галко для своего выпускного курса в театральном  институте  консерватории , сделал известный саратовский  переводчик  Вадим Михайлин.

Есть какие-то не совсем ясные моменты в спектакле, возможно, намеренно созданные для динамики действия.  Если  остров коз действительно остров, то как на него попадет Анджело ? (Тут версия  о том,  что он  ангел, с  соответствующими способностями телепортации,  упрочняется). И как  тогда подъезжает к дому такси, вызванное,  для Сильвии, собравшейся в город? Да и таксиста отпускают очень уж просто - Пия кричит: Она (Сильвия) не поедет.  В таких случаях  таксисту платят неустойку. Если же  остров коз – это ферма в отдалении на материке, то как оправдать  добровольную изоляцию героинь, граничащую с тюремным заключением?

Пьеса это довольно много ставится в России. И в других переводах в ней присутствует еще один персонаж — лодочник, деревенский дурачок, который связывает остров с большой землей. Этакий Харон на переправе. Тогда все встает на свое место. Но мы имеем то, что  имеем.

 Спектакль на самом деле очень сильный. Молодые актрисы  играют разновозрастных женщин. Это сложно. Даже в гриме  и костюмах внешне они - сверстницы. Остается одно -   передать  внутреннее  ощущение, переживания, психологию героинь. Удается. Женственная, великолепная в своей стати, сильная   Агата ( Ирина Искоскова),  неопределенного  возраста, грезящая о прошлом Пия (Марина Бакланова)  и очаровательная, практически девочка Сильвия  ( Анастасия Бекова) -эти изящные сосуды  женской прелести разбиваются  вдрызг  от одного прикосновения  мужской руки. Жажда любви, не утоляемая годами заставляет их стать рабыням Анжело ( Святослав  Альшанов) и возненавидеть друг дугу.

 Если  же этому фату была дана миссия  ввергнуть праведниц  в грех, то она была блестяще выполнена . Анджело  в исполнении Святослава Альшанова умеет вовремя  подлить вина в бокалы, весел, изящен, в нем  есть непреодолимая мужская манкость. Эротические сцены в спектакле  исполнены с особой тонкостью ,  смело и чувственно.

Вся работа построена, говоря языком кино,  на крупных планах. Поскольку  «Преступление  на острове коз» идет на Малой сцене театра драмы , то  это удается сделать без особых усилий. И, вглядываясь  в глаза  актрис, ты понимаешь , каково это  впустить в дом  незнакомца

Уго Бетти  еще и философ.  В ней есть напоминание о том, что все мы, как бы ни складывалась наша жизнь – счастливо или была  полна испытаний ,   переступим  порог вечности. Лишь она может  примирить всех.

Сладкое ощущение недосказанности, открытого  финала спектакля  порождает  множество трактовок, споров, суждений, что особенно ценно. Начинается твоя внутренняя работа,  как свидетеля ( соучастника?) преступления на острове коз. 

Не будем забывать, что это дипломный спектакль. Профессор Александр Галко  и на это раз  выбрал  универсальный  материал, чтобы представить своих учеников в лучшем  виде :  монологи на авансцене, темпераментные  дуэтные сцены, танцы, работа с оружием, акробатика  - все это дипломники исполнили с блеском. Так что педагоги  института  наверняка будут довольны.

Художник-постановщик спектакля  -  Юрий Наместников,  автор  зримого  образа острова коз,   выделанные белые шкуры которых так странно шуршат на ветру.

 

Владимир Акишин 
1 февраля 2013 

Саратовская Областная газета

Возврат к списку