Пресса

Пресса


"Танцы на праздник урожая" в театре имени Слонова: жизнь как событие

Саратовский академический театр драмы имени И.А.Слонова начал 220-ый сезон премьерой спектакля "Танцы на праздник урожая". Пьесу ирландца Брайана Фрила - переводчика пьес Антона Павловича Чехова - на Большой сцене Академдрамы поставила Юлиана Лайкова.

Ученица Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова на встрече с саратовскими журналистами определила жанр премьеры как семейную драму. Хочется подчеркнуть слово "семейную". История из ирландской глубинки начала прошлого века о пяти сестрах, их дяде и племяннике наполнена обволакивающим теплом, которое ощущаешь при воспоминании о детских годах в кругу родных. Поэтому несмотря на то, что мечты о счастье сестер напоминают стремление дойти до горизонта (чем дольше идешь, тем он дальше) чеховское "на сцене люди обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы" далеко не единственный смысл спектакля Лайковой.

... Вам не приходилось ловить себя в моменты критические на желании сделать что-то приземленно реальное? Казалось бы, ты слышишь поступающие отовсюду трагические новости и после этого нестерпимо хочешь вымесить тесто или взять в руки вязальные спицы... Вот и сестры, о которых рассказывает их подросший племянник Майкл, хоть и видят, что будущее, а потому и радость жизни, уходят песком сквозь пальцы, но постоянно что-то делают. Фундаментально-строгая учительница Кейт с вековой усталостью в глазах (прекрасная Зоя Юдина) раздираема работой и грубой, но самозабвенной заботой о сестрах. Вязальщицы Агнес (Дарья Родимова) и Роуз (Александра Коваленко) составляют старшей сестре "оппозицию". И имеют право, ведь трудятся не покладая рук. Что ж поделать, если их труд вознаграждается мизерно, посыл настроения-протеста Агнес. Оптимистичная, прикрывающая озорством свое отчаяние домохозяйка Мегги (Татьяна Родионова) всегда готова накрыть стол из минимума продуктов на всю ораву родственников и находит время поиграть с Майклом. Его мать играет Екатерина Ледяева. Порхающая над гладильной доской и легкая по натуре, она единственная из сестер облачена в белый наряд. Наверно, потому что мама для каждого является ангелом-хранителем. Вообще то обстоятельство, что Юлиана Лайкова является не только режиссером, но и художником-постановщиком, сделало саратовские "Танцы..." особой историей.

Юлиана Лайкова обладает большим даром: она создает яркие метафоры при помощи игры цветом и светом. Со сцены, превращенной в восходящий подиум и устланной подобием пестрых осенних листьев, зрительный зал лавиной накрывает холодный ветер, после чего на ней появляются жители окраины Баллибега с их нехитрым бытом. Будто от того же ветра зябнет бывший священник-миссионер Джек, дядя сестер. И шали племянниц, словно разноцветная листва, укрывают плечи доживающего в деменции родственника. Стоит отметить, что двое мужчин в спектакле - Джек и Джерри - составляют определенный противовес третьему. Басовитый и некогда деятельный дядя (заслуженный артист России Виктор Мамонов) объединяет сестер в их по-матерински нежной заботе о себе. Обаятельно-забавный в вере в собственную успешность, бесхитростный коммиявояжер - отец Майкла Джерри (исключительный в бесконечности актерских красок, а потому "отдельный" "галковец" Александр Фильянов) своим появлением в определенном смысле оживляет жизнь семейства, но не более... Им нужен рядом мужчина с характером, как у "третьего". Мы не случайно взяли это слово в кавычки. Потому что по-настоящему в метафорической роли представителя сильного пола, за которым хочется пойти и под его защитой увидеть свет в конце тоннеля, выступает... приемник "Маркони". Старая машина - единственное увеселение для задавленных бытом и невеселыми мыслями сестер. Он испорчен и начинает играть, когда ему заблагорассудится. И вот тогда - долой усталое оцепенение. И грянет музыка, и все пять разных - добрых и ворчливых, веселых и сварливых - женщин выплеснут всю свою скрываемую страсть в танце. У очень разных, у сестер одна судьба на пятерых. В ней много грусти, но их сила в стремлении уловить импульс надежды на будущее. И этот импульс передается их племяннику. Взрослый Майкл (актер Александр Островной внес в постановку великолепную ностальгическую интонацию) вспоминает себя маленького, и ребенком предстает перед нами с воздушным змеем. В осенней цветовой гамме именно приемник и змей выделяются своим синим цветом. Голубая мечта, которой не стоит сбыться? Свет надежды? На эти вопросы каждый из зрителей ответит по-своему.

Автор этих строк увидел свет надежды. Великолепный актерский ансамбль создал мир людей, которым сочувствуешь, соучаствуешь, которых понимаешь. Когда в финальной сцене, уходя в безвестную даль, близкие люди из детских лет главного героя поворачиваются разом, чтобы ярким фотографическим флешбэком навсегда отпечататься в памяти Майкла, кажется, на смену придуманной для спектакля Яном Кузьмичевым мелодии придет "Полет" Альфреда Шнитке. Настолько созидательной оказалась эта глубоко печальная история об обывателях ирландской глубинки. Спектакль Юлианы Лайковой "Танцы на праздник урожая" не только об утрате иллюзий и крушении надежд. Постановка о том, что жизнь даже не совсем удавшаяся - великий дар и событие. О том, что семья это главное. И в условиях, когда от тебя ничего не зависит, все жизненные акценты и мысли обращаешь на нее. Даже если в детстве очень хотел сбежать...

Спасибо, любимый театр!

Елена Маркелова

7 октября 2022

Известия.Саратов и регионы


Возврат к списку