Пресса

Пресса


Лаборатория масок. Актеры театра драмы «оживили» пьесы современных авторов 


В прошлом году в саратовской драме проходил Всероссийский семинар драматургов "Авторская сцена". Там на суд экспертов представили шесть эскизов спектаклей. Всем так понравилось, что в этом году театр решил завершить сезон собственной творческой лабораторией. С литературой абсурда и чудесами актерской игры. 


Как говорит заведующая литературной частью театра Ольга Харитонова, "Видимоневидимо" - это потому, что столько новых пьес. Она отобрала 4 работы интересно заявивших о себе современных драматургов из сотни с лишним наименований. И, как любая творческая лаборатория, это не просто способ решить, кто на новенького в следующем сезоне. Это попытка нащупать новый сценический язык, новые методы и приемы. То есть, академического подхода можно было не ждать. 


Его бы, наверное, не получилось даже при желании - на постановку режиссерам, актерам и работникам театра давалось 4-5 дней. Эскизы спектаклей были представлены зрителям на малой сцене, а после показа начиналось обсуждение с участием режиссера. 


29 июня ученик Кирилла Серебренникова Александр Созонов представил на суд "Женщину из прошлых времен" Роланда Шиммельпфеннинга, одного из самых известных и интеллектуальных немецких авторов. 


Супружеская пара Франк и Клаудиа (Игорь и Любовь Баголеи) после 19 лет крепкого брака готовится к переезду в новый дом. Накануне переселения у них объявляется гостья (Татьяна Родионова), "женщина из прошлой жизни" Франка. Получившая от него 24 года назад клятву в вечной любви, она приходит напомнить о себе бывшему возлюбленному. Она готовит семейству крайне драматичный сценарий встречи, действующими лицами которого становятся также сын Франка и Клаудии (Александр Островной) и его подружка (Дарья Ревина). 


Пьеса была показана целиком в фантастически условных и в то же время потрясающих декорациях из пищевого полиэтилена. Зрители сидели фактически на сцене внутри декораций. А многослойная пьеса со всеми ее хитросплетениями, интерпретациями греческих мифов и прочими красотами заслуживает не только дискуссии, но явно и места в репертуаре. 


2 июля выпускник режиссерской мастерской Сергея Женовача Владимир Смирнов представил свою постановку дебютной пьесы Дмитрия Данилова "Человек из Подольска" (ее, кстати, в этом году поставили в Театр.doc). Автор - современный прозаик и поэт, лауреат нескольких российских и зарубежных литературных премий. А значит, когда его Человека, как вы можете догадаться, из Подольска (Александр Каспаров) задерживает московская полиция (Максим Локтионов, студент Сергей Ванин и Наталья Кошелева), - это не просто так. Но почему? Зачем они спрашивают его, напуганного и несчастного, в каком году построили его родной город? Какое там население? Знает ли он гимн Москвы? 


Выглядит все это как чистой воды психологическая пытка и вышибает из зоны комфорта не только героя, но и зрителей. Если человек не живет, а ходит как сомнамбула, можно ли это считать преступлением? До какой степени это касается государства? Это только самые поверхностные из вопросов, которые поднимает эта замечательная пьеса. Молодые актеры справляются с ней на ура, они держат зал в напряжении на протяжении всего действия. А режиссерские находки им в этом помогают. Условные декорации оживают и кажутся реальным пространством. Такому сложному и многоуровневому психологическому триллеру позавидует любой кинотеатр! 


4 июля худрук Кировской драмы и номинант на премию "Золотая маска" Константин Солдатов показал "Неодушевленную Галину номер два" Олега Колосова. Этот режиссер ставил в нашей драме "Парикмахершу", и явно чувствует себя в театре, как дома. 


Молодой человек Андрей (Игорь Игнатов) торгует дисками с компьютерными играми из дома. У него огромная семья с 13-ю братьями и сестрами и вечно беременная мама (Лариса Уварова). Возможно, поэтому он не любит людей и живет с манекеном по имени Галина (потрясающая роль Александры Коваленко). Но однажды к нему за диском приходит живая девушка Галина (Дарья Родимова) и решает завести с ним отношения. Какая Галина в итоге останется? 


Как видите, градус абсурда рос. Во время обсуждения вспоминали "Даунхаус" и арт-хаусное кино. И не зря. Пьеса номинировалась на целый пучок премий, но, возможно, происходящее лучше бы смотрелось в виде фильма. Только шикарная актерская игра превращала персонажей в живых и интересных людей.


Хотя, может быть, дело в режиссерской работе. У Константина Солдатова были интересные идеи. И он здорово оформил сценическое пространство. Но, например, персонаж-рассказчица (студентка Эльвира Иртуганова) сначала создавала интересный способ взаимодействия со зрителем. Но когда у нее внезапно появилась роль в основном действии, она покинула свой пост, а ее место заняла другая актриса, и иллюзия разрушилась. 


Эта пьеса явно требует больше работы, чем, скажем, предыдущая, перед тем, как ее можно будет превратить в полноценный спектакль. 


6 июля нам показали пьесу титулованного и очень востребованного Михаила Дурненкова "Война еще не началась". Подготовил ее выпускник режиссерской мастерской Александра Кузина в Ярославском театральном институте Евгений Маленчев. Это как раз пьеса, содержавшая ненормативную лексику. О том, что для эскиза будет использован авторский вариант текста, зрителей предупреждали заранее и честно присвоили рейтинг "18+". Если пьесу возьмут для постановки, такую проблему придется решать в связи с новым законом. Но надо сказать, Андрей Седов, которому досталась большая часть этих реплик, так их обыграл, что острую реакцию они вызвали далеко не у всех зрителей. 


Пьеса состоит из фрагментов, поэтому, наверное, из нее было проще выбрать достаточно эпизодов для эскиза. Здесь есть короткие зарисовки обо всем на свете: то про пару в аэропорту, где отключают свет, то про очередь у онколога и робота с блоком абсурда, то про мужа с женой и их чудовищное домашнее насилие, то про мужчину, который 40 лет ждал свою единственную любовь. 


Играют все роли Андрей Седов, Александр Фильянов и Зоя Юдина. По версии режиссера объединяет их тема пьесы, заявленная в названии: если мы не прекратим делать так, как мы делаем, это плохо кончится. Но со вступлениями под гитару, нежным саундтреком и интересным освещением получилось не жестко и мрачно, а уютно интимно, а местами даже нежно. Это спектакль, в который хочется всматриваться, который своей недосказанностью и фрагментами позволяет каждому собрать свою картинку. 


Тем более обидно, что у режиссера не очень вышла работа с пространством. И без того малый зал уменьшили переносом зрительских мест вдвое, и всем, кто не уместился на рядах посреди зала, было практически ничего не видно. Но хочется верить, что это исправимо. Все пьесы были интересные и экспериментальные. Какие-то проще для восприятия, какие-то сложнее. Но везде были потрясающие актерские работы, эта часть эксперимента выше всяких похвал. Даже когда артисты играли с текстом пьесы в руке, они так вживались в роли (какими бы они ни были короткими), что бумагу переставали замечать. С режиссерами и их решениями все несколько сложнее. 


А вот для проведения дискуссии театру стоит пригласить постороннего человека, чтобы зрители не боялись не согласиться с человеком, который проделал такую колоссальную работу при отборе пьес. 


Решать, что войдет в репертуар, будет руководство театра. И какое бы они не приняли решение, это был замечательный эксперимент, и мы очень надеемся, что у театра драмы получится превратить его в традицию!

Галина Зеленова

7 июля 2017

СаратовБизнесКонсалтинг


Возврат к списку