Пресса

Пресса


Отношения на расстоянии. На лаборатории в Драме говорили об изоляции, агрессии и дистанте


Каждый год, на исходе театрального сезона, когда, казалось бы, артисты устали и хотят в отпуск, да и зрителям не до спектаклей, Саратовский театр драмы имени Слонова устраивает творческую встряску. За несколько дней режиссёры и актёры готовят несколько эскизных постановок на основе современных пьес. А зрителям предлагается их сразу же оценить и сказать, достойна ли такая постановка места в репертуаре. В этом году творческая лаборатория "Видимоневидимо" состоялась уже в седьмой раз.


Хотя три экспериментальных представления никак не связаны, для тех, кто смотрит их подряд друг за другом, они непроизвольно складываются в трилогию. Так произошло и с пьесами, выбранными в этом году.

"Маму" французского драматурга Флориана Зеллера не назовёшь малоизвестной или недооценённой. Её много и с удовольствием ставят на подмостках по всему миру, в том числе и в российских театрах, как и две другие части зеллеровской серии — "Папа" и "Сын" (последний, кстати, скоро будет представлен в Саратовском ТЮЗе). А сам Зеллер является обладателем "Оскара" за сценарий экранизации "Папы" (в прокате фильм называется "Отец").

В Саратове своё видение популярного текста представил петербуржец Павел Никитенко — выпускник курса Андрея Могучего при Большом драматическом театре им. Товстоногова. В эскиз уместилась только часть пьесы (видимо, по этой причине билеты на этот показ не продавались — зрителю, как известно, финал подавай).

В центре действия — немолодая женщина, самые счастливые годы которой остались в прошлом. Отношения с близкими разорваны — муж постоянно занят работой, дети уже покинули родительское гнездо. Единственный, к кому она всё ещё питает болезненную привязанность, — это её сын. И эта привязанность растёт и приобретает характер одержимости.

Роль главной героини блистательно исполнила Эльвира Данилина. С присущим ей темпераментом она держала зал в напряжении, показывая разные стадии душевной боли/болезни — полусонное блуждание, мнительность, отчаяние, исступление. Очертания реальности в постановке размыты, нет ясности, что происходит на самом деле. Всё это творится в её голове, оно варится там, прокручивается, переживается в разных вариациях. И остальной актёрский ансамбль (Андрей Седов, Александр Островной, Дарья Ревина) тоже играет не собственные характеры, а её настроение и мысли.

В "Железном всаднике" по пьесе Алексея Житковского мы заглядываем уже в мужскую голову. Режиссёр Владимир Кузнецов из Владимирского академического театра драмы серьёзно и вдумчиво поработал над текстом. Оригинал по большей части состоит из разговора двух мужчин на тренировке по условному "карате". Постановщик расширяет круг персонажей, выводя тех из них, кто у автора остаётся за кулисами. Много сделано и для того, чтобы стержневой диалог не выглядел статичным.

А разговор выводит героев (Александр Каспаров и Дмитрий Кривоносов) не только на типичные проблемы мужчин и их самореализации в обществе. Из него вырастает рассуждение о природе агрессии вообще и из чего она происходит — из силы или бессилия. Проблемы в личной жизни и социуме загоняют человека в угол, в котором он оказывается в стойке "железного всадника", враждебного ко всему окружающему. Рецепт от погружения во тьму прост — любовь и культура.

Третий вечер был посвящен пьесе Ярославы Пулинович "Житие Фёдора Михайловича и Алевтины Павловны, или Жаркое ковидное лето". Режиссеру Марии Шиманской, которая уже участвовала в лаборатории в саратовской Драме в прошлом году, досталось чуть больше времени, чтобы показать небольшую пьесу без сокращений. Трогательная и ироничная история о несовершенстве человеческих отношений, которым противопоставлена беспричинная, и оттого настоящая любовь старого пса Фёдора Михайловича (проникновенная игра Валерия Малинина) к своей хозяйке.

Автор пьесы и режиссёр эскиза сталкивают три разных поколения — Алевтину Павловну (в замечательном исполнении Любови Воробьёвой), её дочь (Дарья Родимова) и внучку (студентка Елена Сидорова), которые говорят на настолько разных языках, что не могут понять даже самих слов друг друга, не говоря уже об их внутреннем измерении.

Всеобщий прогресс оказывается не на пользу человеческой душе. Алевтина Павловна всегда пыталась жить просто и следовать своим чувствам. Её дочь заменяет переживание шаблонным анализом, фокусируясь на том, чего у нее нет, а не то, что ей дано. А молодое поколение вообще лишено и сентиментальности, и анализа, предпочитая их мерцанию пикселей на экранах телефонов. И в целом атмосфера такая, будто последние времена настают — буйствует пандемия, горят леса, всё летит в тартарары, а Фёдор Михайлович убегает по радуге.

Три автора, три режиссёра вглядываются в современников, пытаясь понять причины их несчастий. Не ковидная изоляция разделяет людей — они и до неё были друг от друга изолированы, а дистант лишь сделал отчетливей "личные границы", которые у некоторых выстраиваются в личные стены. И человек переживает что-то, маринуется внутри своего пузыря. Все жаждут любви и все страдают от неизбывного одиночества, хотя достаточно просто протянуть руку, обнять, вымолвить слово.

Решение о том, будет ли какой-то из эскизов превращён в полноценный спектакль, театр оставляет за собой. Как бы то ни было, все три постановки были восприняты пробной аудиторией тепло и одобрительно. Вроде бы уже давно пора перестать удивляться, но каждый раз актёры Драмы и приглашённые режиссеры творят на наших глазах волшебство, воплощая ещё тёплые тексты в живые голоса современности.

Евгений Трухачёв

12 июля 2023

ИА "СаратовБизнесКонсалтинг"



Возврат к списку