Пресса

Пресса


Красавица и получудовище


Спящая-красавицаСКАЗКИ В САРАТОВСКОЙ ДРАМЕ СТАВИТЬ ЛЮБЯТ И УМЕЮТ.

И делают это всерьез. Даже под Новый Год, на утреннике, у которого несколько иной формат.

И так зачаровывают зал, что все, и самые крошечные зрители, сидят не шелохнувшись. Не говоря уже о взрослых, которым умная, хорошая сказка позволяет окунуться в теплые волны детства. А спектакль-сказка «Спящая красавица» (не по Шарлю Перро, а по Чарльзу Уэю), и умная, и ироничная, и в какой-то мере философичная. Представитель островной страны Уэй позволил себе переписать чисто французскую романтическую историю про заснувшую на сто лет принцессу, расставив некоторые британские акценты. И получилась старая сказка на новый лад, что и записано в программке спектакля, поставленного заслуженным артистом России Игорем Баголеем.

Теперь тут противоборствуют сестры -колдуньи Бренвен и Модрон. Притом Бренвен очаровательна, добродушна и - немного сонлива (Татьяна Родионова), а Модрон – красива, мстительна и очень-очень деятельна, как обычно деятельно зло. (Александра Коваленко).Черная ведьма не тратит время на сон, а плетет все новые и новые интриги, как продолжает прясть свою бесконечную пряжу. Одна во всем королевстве, ведь королевским указом здесь сожгли все прялки до единой!А добрая Модрон не может как следует доколдовать даже собственного слугу Гриффа (обаятелен в этой роли Андрей Казаков). Грифф - нечто среднее между человеком и драконом. И очень уж она устает от очередного волшебства – энергию теряет.

Спасителем Принцессы с английским именем Брайар Роуз станет не она, а Принц, у которого к этому нет ни малейших наклонностей. В себе не уверен, не храброго десятка, и шпагой владеет слабо. Танцевать не умеет! (Максим Локтионов). К тому же Оуэн не слишком-то умен. И это принц... Брайар Роуз, разумеется, само совершенство: белая ведьма наделила ее массой достоинств.

Но одно ценное качество у нескладного королевского отпрыска все же имеется – он умеет дружить по-настоящему. И ради дружбы решается на все: перетанцевать смешных и коварных тильтивегов (дивная парочка Евгения Торгашова Лариса Уварова), отгадать мудреные загадки Короля Пауков (вкрадчиво-вероломный получился он у Виктора Мамонова), сразиться с самой Модрон .
-Не раздумывай, Оуэн, - заклинает его Бренвен.- Пока ты раздумываешь, зло просовывает ногу в дверь и входит. Поверь в свои силы ради Брайар Роуз. Она верит в тебя.

Принцесса (ее роль, как и забавных тильвитегов, играет студентка Игоря Баголея) юна, прелестна, эффектна (струящиеся оранжевым пламенем волосы Брайар Роз в золотых брызгах).Я видела в этой роли Надежду Червонную. Интеллигентна и симпатична мило бранящаяся королевская чета (Светлана Москвина и Валерий Ерофеев).

После всех испытаний Принц, наконец, взрослеет , мужает и Принцессу спасает. Happyend не преподносится на блюдечке с голубой каемочкой, что очень ценно для маленького зрителя.Волшебные сказки должны быть и увлекательными,и страшными. Немного. Аукаться с жизнью.

-Загадку времени ты не отгадаешь. Прощай и помни обо мне! – деланно добродушно прощается с Оуэном Король Паук. Здесь Мамонов пересмеивает свою же роль - Призрака Короля из «Гамлета».

-Осталось пятнадцать секунд! Ну, целуй же ее, дурень! Целуй ее, время заканчивается!- подгоняет слегка «летящего» Принца Грифф.

«Можно призвать зрителей поддержать призыв Гриффа», - роняет шутливую ремарку драматург. В сказках время всегда удается остановить(хоть бы на время) и повернуть вспять. Эту немного хулиганскую пьесу шаловливо и весело разыграли прекрасные саратовские актеры. Даже если бы текст не был так хорош (кое-какие его длинноты постановщик убрал), и игра актеров не была бы столь изобретательна, превосходные сценография и хореография все равно доставили бы нам большое удовольствие.

Изысканные интерьеры в стиле модерн - на заднем плане, два уютных гнездышка колдуний - по обе стороны авансцены, плавные и манящие движения лесного народца. Они тут в непрерывной динамике. Поединок Модрон с повзрослевшим Принцем тоже решен пластически. Костюмы безупречно элегантны и гениально просты по рисунку. Одна фраза авторов о тильвитегах («их внешность говорит о том, что они часть леса») позволяет художнику придумать удивительно древесные и живые одеяния. Эту сказку в сказке сотворили люди театра, таланту и вкусу которых позавидовали бы в обеих столицах, – Юрий Наместников и Алексей Зыков.

Жаль, не представлен образ спящего замка Красавицы. Сокращения в тексте сделали непонятными поиски Оуэна Принцессы и ее дворца. Он же жил там много лет. А это сбывается пророчество черной ведьмы: Стены и башни замка// Густым зарастут шиповником,// И скроется с глаз человеческих//Комната спящей красавицы.

Но мы-то с вами хорошо знаем сказку Перро, где говорится о том, как «вокруг замка выросло столько деревьев, больших и маленьких, столько колючего кустарника – терновника и шиповника»… Само имя Принцессы («Briar Rose») переводится, как шиповник.

При всех сказочных ужасах пьеса Уэя заканчивается благополучно. Что тоже очень нужно нашим детям (сравним интернетную игру «Проклятие Брайр Роз», где Принц не сумел пробудить поцелуем красавицу, и она спит вот уже 1000 лет!). А театр, показав вначале еще занимательную новогоднюю интермедию с загадками, феями и Дедом Морозом, пополнил свой репертуар отличным детским семейным спектаклем.


 Ирина Крайнова
31 декабря 2013
«САРЫТАУН.АРТ»

Возврат к списку