Пресса

Пресса


Черные дыры куриного бога

Напомним, что Роланда Шиммельпфеннига называют одним из самых известных, читаемых и интеллектуальных авторов современной Германии
Его пьесы идут в сорока странах мира. «Женщина из прошлых времен» поставлена в Москве в Центре драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина. Этюд пьесы мы впервые увидели на Малой сцене Саратовской драмы - на творческой лаборатории «Видимоневидимо», которая закрывала театральные сезоны. Ученик Кирилла Серебренникова Александр Созонов (его спектакли идут в театре Ермоловой и Гоголь-центре) представил нам видимую и невидимую стороны непростого текста. Я писала тогда, что зрелище этого мистического триллера обещает быть захватывающим, острым, эффектным, и сейчас уже оставляет сильное послевкусие и …желание хорошенько над ним подумать. И вот в конце года в афише нашего театра появляется спектакль «Женщина из прошлого» - этюд, доведенный до логического завершения.
Если сравнивать что было и что стало, Роми Фогтлендер (Татьяна Родионова) в этюде выглядела более таинственной. Спектакль теперь мистический уже как бы наполовину.
Роми, в фантазийном черном платье с низким вырезом на груди, в изящной маленькой шляпке (художник-постановщик Алина Алимова), являлась ниоткуда, властно заявляя о своих правах на мужчину, которого не видела четверть века. Странно умирала – от удара гальки, странно оживала (не без комичной нотки); задавая странные вопросы, избирала странные орудия мести – целлофановый пакет, сверток, детскую машинку. Но действовали они безотказно: жгли, душили, калечили, несоразмерно грехам грешивших, порой - незаслуженно.
Какой мужчина в ранней, самой горячей своей юности не клялся подружке в вечной любви? И если б все забытые любовники вдруг, без видимой на то причины, являлись лет через сто за своим… не состояла бы наша жизнь из сплошных разборок и размолвок? А Медея, с которой сравнивали героиню Роми, подарила своему герою жизнь (вытащив из лап Минотавра), славу и богатство, прожила с ним 12 лет, родила ему двух сыновей… о да, есть от чего впасть в ярость при виде молодой соперницы! Гостья из прошлого в пьесе Шиммельпфеннига провела с Франком (Игорь Баголей) всего-то одно лето, очень далекое, а готова перечеркнуть 19 лет счастливого супружества, рождение его сына, мужание его на глазах отца…
Понятно, что «преступление и наказание» не сходятся по размеру. Прекрасно отрешенная Роми наказывает беднягу Франка с размахом не бытовой, но античной трагедии, греческого мифа. Говорят, что верный знак этого культового немецкого драматурга - мистическое в оболочке древнего мифа. Я бы назвала его «реалистическим мистиком». Приметы времени налицо : домофон, фломастеры, кубик Рубика, целлофановые пакеты. Пластиковая пленка , погубившая Анди (сына Франка порывисто, чуть иронично играет вчерашний студент Александр Островной), берет в плен и зрителей, окружая стены квартирки, куда заточены все мы - заложники и свидетели мифа о Возмездии. И мы горим вместе с ящиком Пандоры, что откроет любопытная, как дочери Евы, жена Клаудиа – дым окутает стены квартиры снаружи - и не увидишь, кто поджигатель. Нереально красивая Роми с блуждающим взором Пандоры, это сотворенное Гефестом и Афиной прекрасное зло? Или безумно веселый Ворон в изображении Александра Каспарова: носится повсюду с расписным бубном и напоминает японского черта Райдзина, который, знай, бьет в свои барабаны, вызывая небесный гром.
Ворон, конечно, интересней, чем безликий Ведущий в эскизе пьесы. Но получается как бы масло масляное – фантастичная Женщина плюс сказочный Птиц. А ведь есть еще маленький камешек с дырочками с обеих сторон. Куриный бог - оберег древнейшей магии. История его насчитывает миллион лет. Название - производное от духа предков Чура, защищавшего границы мира яви.
Франк позабыл о камешке любви, найденном вместе с Клаудиа на берегу моря, как забыл свою первую любовь и свой подарок Роми на рассвете в парке. Может, то был куриный бог? И возвращая камешек из небытия, заглянув в его черные дыры, жена невольно вызвала духов прошлого своей соперницы? Справа в дырочку глянешь - увидишь будущее, слева – прошлое. Или наоборот? В финале Франк и Ворон глядят в дырочки с противоположных сторон. Что так увидишь, кроме черноты?.. Небезопасно тревожить забытые тени.
Пандора не сразу решается мстить. Она медлит, о чем-то спрашивает отца, сына. Выводы неутешительны - не помнят, не хотят помнить, готовы к новым «подвигам»…Мы любим древнюю Грецию восторженной детской любовью, охотно играем в языческие талисманы и обереги. Но как жестоки на самом деле ее аутентичные мифы, как страшны магические предметы в неумелых руках...Надежда из ящика Пандоры давно от ужаса сбежала - куда неизвестно.
Пространство зала, где построена декорация дома с клетушками комнат и плазменными экранами, все заполнено зрителем. Даже зеленая лужайка перед домом, в которую превращен амфитеатр рядов. Актеры, чуть нас не задевая, Чувствуют тут себя органично. Чудная Любовь Воробьева (Жена), порывистая Дарья Ревина ( Подружка). Да и все остальные. Правда, микрофоны порой излишне форсируют звук.
…Спектакль, определенный как семейный триллер, утратил легкость недосказанности, но не лишился своих подтекстов. В коридорах, на лестнице Малой сцены, у театра после довольно позднего показа пары среднего возраста не расходились, продолжая извечный спор - спор женского и мужского начала, когда-то единого, по версии Платона. Пьеса с загадкой, с флером театральности - как это много…

Ирина Крайнова

11 декабря 2017

«САРЫТАУН.АРТ»


Возврат к списку