Пресса

Пресса


Когда все дома. "Кудиновцы" и Олег Морозов сыграли в драме "Старшего сына"

Классику советской прозы Александру Вампилову не суждено было стать знаменитым при жизни. Писатель трагически погиб, не дожив нескольких дней до своего 35-летия. Уже через несколько лет после трагедии "Утиная охота", "Прошлым летом в Чулимске", "Прощание в июне" и другие его произведения по достоинству оценили и литературные критики, и театральные режиссеры. Пьеса "Старший сын" известна большинству по одноименному фильму 1975 года с Евгением Леоновым, Николаем Каранченцевым и Михаилом Боярским. В Саратовском театре драмы спектакль по этому произведению представили на Малой сцене дипломники Юрия Кудинова.

В центре сюжета невероятная история, где полно случайностей. Случайно два незнакомых друг с другом до этого дня парня Володя Бусыгин (Марк Данилов) и Сильва (Павел Кангин) опаздывают на последнюю электричку, случайно подслушивают разговор местного жителя Сарафанова (Олег Морозов), случайно врываются в его квартиру, и случайно сходу выдают, что Бусыгин — это его внебрачный сын. Мужчина вспоминает о романе, который был у него когда-то и, не долго думая, признает в Володе сына. Простодушный и доверчивый кларнетист, который ушел из филармонии, и теперь играет на похоронах, именно в этот момент остро нуждался в еще одном близком человеке. Его дочь Нина (Варвара Дронина) намерена выйти замуж и уехать на Сахалин, а сын Васенька (Алексей Курбасов), отвергнутый возлюбленной (Яна Максимова), собирается бросить школу и уехать на комсомольскую стройку.

Володя сам вырос без отца. По началу сумасшедшая идея Сильвы о том, чтобы он прикинулся сыном Сарафанова, ему совсем не нравится, но постепенно он соглашается с тем, что за того, неизвестного ему родного отца, пусть немножко пострадает неродной. Чем дальше закручивается драматургия пьесы, тем больше Бусыгин понимает, что обманывать доверчивого Сарафанова подло и низко. К тому же, он влюбляется в Нину, и рано или поздно Володе придется признаться "сестре", что никакой он ей не брат.

История, начавшаяся как анекдот, в итоге приобретает предельную остросюжетность. В финале аж сердце замирает от того, что же будет с Сарафановым, когда Володя признается ему в обмане. Но в итоге правда становится не такой уж горькой, а родство душ оказывается важнее кровного.

Перед началом спектакля Юрий Кудинов рассказал, что спектакля "Старший сын" могло и не быть — сцены из него студенты планировали разыгрывать лишь в вузовской аудитории. И только после диалога с театральным университетом и театром драмы зарисовки решили превратить в большой спектакль. Интуиции мастера стоит отдать должное - постановка получилась настолько качественной и высококлассной, что вполне может посоперничать с репертуарными драмовскими постановками. Никогда не догадаешься, что в ней играют не просто выпускники, а даже второкурсники.

Юные актеры на сцене взрослого спектакля уже давно не редкость. Но чаще бывает так, что один студент оказывается на площадке с артистами из взрослой труппы. А в случае со "Старшим сыном" все наоборот — в окружении учеников Кудинова оказался всего один дипломированный актер, но зато какой!

Олег Морозов, выпускник курса Александра Галко, начинал блистать тоже еще студентом. Потом он был принят в театр драмы, через несколько лет уехал в Москву. В столице снимался в кино и сериалах, работал в театрах, но в итоге вернулся в родную драму спустя 20 лет.

Морозов — повелитель Малой сцены. Именно здесь он блещет в "Кроткой" и в "Мы живем в чудесное время, Оля!". Зрители любят его за искренность и самоотдачу, игру на разрыв аорты. Вот и в новом спектакле он живет так по-настоящему, что кажется еще чуть-чуть и придется вызывать "скорую помощь". Сравнивать  спектакль со знаменитым фильмом грешно, но все же этого избежать трудно. Морозовский Сарафанов получился совершенно не таким, как у уютного Леонова, а порывистым и резким. Но веришь и сопереживаешь ему не меньше.

Работа на сцене с таким большим мастером подняла уровень всех "кудиновцев". Данилов, Кангин, Курбасов, Дронина играют абсолютно по-взрослому, не осторожничают, но и не передавливают с эмоциями. Их первый спектакль "Шукшин Ва.М" был очень неплох, но все же больше походил на ученическую работу, и это нормально. Они будто пробовали взрослую сцену на ощупь, присматривались к ней. А в "Старшем сыне" все совпало настолько идеально, что ребята будто раскрепостились, поймали кураж, и в итоге настолько подняли планку, что теперь публика от них будет ждать только исключительных работ.

"Старший сын" — это про дом, где тебя всегда ждут, про умение слушать и слышать, про любовь, прощение и сострадание. И уж если на первых показах Морозову и Ко удалось показать такой высокий класс, то стоит только позавидовать зрителям, которые придут на этот спектакль в следующем театральном сезоне. Только поспешите запастись билетами, на Малой сцене они имеют особенность заканчиваться очень быстро.

Екатерина Ференец

5 июля 2023

СарБК



Возврат к списку