Пресса
«Жаркое ковидное лето» под зонтами ароматного укропа
Саратовский академический театр драмы под занавес сезона показал премьеру по пьесе Ярославы Пулинович
Каким-то особенно дорогим сердцу выдался завершающийся сезон в Саратовском академическом театре драмы. Сначала был «Идиот» Ф.М.Достоевского, постановка эффектно поданная в результате внимательнейшего прочтения и глубочайшего, неравнодушного, разбора режиссером и труппой, а потому вылившаяся в произведение искусства, к которому хочется относиться бережно и отзываться о нем с нежностью. И вот под занавес сезона в репертуаре театра имени И.А.Слонова появляется «Житие Федора Михайловича и Алевтины Павловны, или Жаркое ковидное лето». И абсолютно те же эмоции. Восторг!
Читка пьесы Ярославы Пулинович состоялась в прошлом году на творческой лаборатории Академдрамы «Видимоневидимо». Тогда большинство зрителей проголосовали за включение этого названия в репертуар саратовского драматического. Не прогадали.
Режиссер Марина Шиманская доминирующими цветами для сценического пространства выбирает черный и белый. И зритель словно в черно-белом кино видит спресованую до двух часов экстремальную ситуацию продолжительностью в несколько месяцев, в которую, как и тысячи соотечественников, попали герои пьесы в пандемию коронавируса в 2020 году. «Вакуумное» время самоизоляции в одних обострило внутренние проблемы, комплексы, которые на разрыв выкрикивает модными словами «тренинг», «самореализация», «токс» дочка главной героини Маша (замечательная роль Дарьи Родимовой). Для ее матери Алевтины Павловны в период «удаленки» обнажил клыки страх одиночества. Великолепная Любовь Николаевна Воробьева передает отчаяние героини, наблюдающей за своей угасающей от рака собакой - Федором Михайловичем - на таких тонких и бесчисленных частотах таланта, что в сердце зрителя они отдаются пронзительными обертонами. Жертвенность, доброта Алевтины Павловны передается в ее взглядах, жестах и даже в одежде. Вернее, платье героини и не одежда даже, а какое-то воздушное одеяние словно она сама - художник театра драмы Юрий Наместников в очередной раз проявляет себя изысканным соавтором спектакля.
Совершенство актерского существования в этом спектакле показывает и Валерий Малинин в образе пса Федора Михайловича. Драматические роли Валерия Сергеевича сродни миссии. Совершенно очевидно, что в «Жарком ковидном лете» образ у актера кореллируется своей чистотой и праведностью с образом отца Уэлша, который некогда также на Малой сцене Малинин создал в спектакле «Сиротливый запад» Мартина МакДонаха в постановке Антона Коваленко.
Очень хорош в роли бывшего студента Алевтины Павловны и риэлтора в настоящем Игорь Игнатов. Он вызывает большую симпатию искренностью, честностью, надежностью.
И все же безусловная любовь собаки является главным месседжем постановки Марии Шиманской. Эта безусловность, конечно же, существует между родителями и детьми. СтОит только быть внимательными и в беге времени не пропустить, когда наносное и второстепенное отдалит друг от друга. И тогда подросткам будет не до комичного самоутверждения путем съемок роликов для TikTok (артисты Драмы Екатерина Лактионова, Дарья Ревина, Марина Абраменко, Илья Ульяничев, Сергей Ванин создают удивительно яркий и точный собирательный образ современной молодежи). Постановка соткана из прекрасных метафор. Подростки направляют зеркала на старших. Тем самым они просят ответов на многочисленные вопросы? Или показывают, что навязанное пандемией одиночество стало для каждого возможностью поговорить с самим собой? Ясно одно: пессимисты посмотрят спектакль и останутся в уверенности, что между разными поколениями - непреодолимая пропасть. Оптимисты вспомнят свое «жаркое ковидное лето» как время общения с семьей, а, значит, их посетит радость бытия, простая и яркая, такая же как аромат укропа, гигантские зонты которого расположились по обеим сторонам сцены.
Спасибо, любимый театр!
Елена Маркелова
23 июня 2024
«Комсомольская правда»
Фото: Дмитрий Кондратов