Пресса

Пресса


Красная строка

Летом 1865 года писатель Александр Островский отправился в путешествие к истокам Волги. По дороге произошло ЧП – лошади неожиданно понесли, тарантас перевернулся. Островский получил сложные переломы и несколько следующих месяцев был вынужден соблюдать строгий постельный режим. Именно тогда была написана пьеса "Доходное место". Актуальность этой изящной и хлесткой комедии из года в год только увеличивается, театры Островского любят, театралы уважают. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно эту пьесу выбрал для открытия сезона саратовский драмтеатр. Правда, классическим прочтением в премьере и не пахнет.



Режиссером спектакля выступил молодой мастер Данил Чащин. Несколько лет назад он участвовал в творческой лаборатории в драмтеатре, после чего его "Рвущаяся нить" с успехом шла на Малой сцене. Чащин, видимо, не привык идти проторенными дорожками, поэтому по его замыслу комедия Островского "Доходное место" в Саратове превратилась в антиутопию "ДоХХХод". Почему именно три икса, спросите вы? Однозначного ответа нет. В интернет-индустрии таким знаком принято помечать материалы для взрослых. Нет-нет, скабрезностей на сцене драмы не больше, чем в ежедневном эфире на ТВ. Хотя на то, что творят на ней некоторые, порой и хочется закрыть глаза.


На Земле произошла экологическая катастрофа. Вместо шляпок теперь носят противогазы, поверх обуви одевают защитные галоши, а одежду прикрывают спецкостюмами. Но живется на нашей планете все равно не очень. Люди задыхаются, из дома без ингалятора не выходят. Совсем по-другому живут те богачи, которые смогли позволить себе перебраться на орбитальные станции. Там и дышится легче, и спится слаще.


Один из них знатный ученый в годах Аристарх Вышневский (Игорь Баголей) прикован к инвалидной коляске. Он уже много лет безуспешно пытается добиться расположения своей молодой жены (Зоя Юдина). Империей Вишневского руководит Аким Акимыч Юнусов (Андрей Казаков). Вокруг него вертится исполнительный, но не умный Онисим Белогубов (Дмитрий Кривоносов). Белогубов давно усвоил, что все или почти все решается деньгами, да и женщины любят лишь богатых, поэтому изо всех сил старается выбиться в начальники у Юнусова, получить то самое доходное место. Главное то, что там можно получать не только официальный доход, но и неофициальные, не менее пухлые "благодарности" от взяткодателей.



Такой образ жизни совсем не прельщает племянника Вышневского Василия Жадова (Максим Локтионов). Он живет честно и по совести, раз от раза отказываясь от дядюшкиных предложений о работе. Сама мысль о том, что он окажется в одной системе со взяточниками, убивает его. Жадов убежден, что всего можно добиться честным трудом и остаться в ладах с собственной совестью. Эту мысль он пытается привить своей жене Полине (Екатерине Дудченко). Молодые люди любят друг друга, однако Полине очень тяжело дается честная жизнь на Земле в лишениях, тогда как ее старшая сестра Юлинька (Александра Коваленко) выскочила замуж за пошедшего на повышение Белогубова и теперь живет припеваючи на орбитальной станции. Мать Полины и Юлиньки Фелисата Кукушкина (Эльвира Данилина) рада, что удачно сбыла с рук старшую дочь, и крайне недовольна выбором младшей. Жена создана для общества, а не для работы по дому, поучается она Полину. Ну а, кроме того, мужа ни в коем случае нельзя хвалить. Чем больше ругаешь, тем больше он тебя любить будет.



Оказавшись в такой заварушке, до ужаса честолюбивый Василий Николаич буквально сходит с ума. Что делать? Переступить через собственные принципы, устроиться к дяде и обеспечить жену всем необходимым? Или потерять жену, не потеряв при этом чувства собственного достоинства?


Максим Локтионов, кажется, и есть тот самый Жадов. Молодой, но уже достаточно опытный, смелый, но аккуратный, откровенный, но интеллигентный. Пригодилась тут даже его фирменная улыбка с прищуром. Стоит ему "включить" ее, так сразу кажется, что он знает о тебе все. Знает, но только пока молчит.


Локтионов сейчас главная молодая звезда театра. Будучи еще студентом, он сыграл в сказке "Книга мастеров" с Лией Ахеджаковой, Валентином Гафтом и добрым десятком других грандов российского кино. Удивительно, но после такого успеха он не зазвездился и не забронзовел, а вернулся в Саратов, закончил учебу и поступил на службу в драму. Худрук Григорий Аредаков дал Локтионову набраться опыта, не спешил задействовать его в главных ролях. И в январе 2016-го он стал осовремененным Ромео в постановке Марины Глуховской, вновь обратив на себя внимание критики.


Актер одинаково свежо смотрится как в классических, так и в современных образах. А что самое главное, играет он без надрыва и, не пересаливая лицом, чем часто грешат молодые актеры.



Его "доХХХодовская" жена Екатерина Дудченко является его женой и в жизни. От этого их сценическая семья только выигрывает - целуются и ругаются они очень органично. Сама Дудченко в тонкости подачи мужу не уступает. Ее Полина, забитая, плачущая и заикающаяся, могла бы перетягивать одеяло на себя. Но вместо этого она лишь усиливает антикоррупционный и романтический образ Жадова.


Остальные играют на привычном уровне. Баголей и Данилина на опыте, кажется, способны сыграть что угодно и где угодно. Чащин не смог устоять и стал очередным режиссером, эксплуатирующим внешние данные Александры Коваленко. Хотя если кто в этой космической антиутопии и мог блеснуть костюмами с тремя грудями, то только она. К слову, это вполне в рамках последних модных тенденций. На Неделе моды в Милане модели шокировали публику, надев под платья и топы накладки из трех выпуклостей.


ХХХод" - это безусловно достойный выбор для начала сезона. Когда зритель за лето успел подзабыть о театральных страстях, для раскачки ему стоит предложить что-то яркое и модное, но не слишком замороченное. А уж рассуждения о взяточниках и отсутствующей у них совести актуализируют любое творение. Побольше бы таких смелостей, а там, глядишь, коррупционеры станут бояться суда общественного больше, чем уголовного. Совсем как хотел Василий Жадов.



4 октября 2018
СарБК

Возврат к списку