Васса Железнова
Максим Горький
Васса Железнова
Театр «Школа драматического искусства»
18+

Режиссер Игорь Владимирович Яцко берет за основу спектакля вторую редакцию пьесы Максима Горького «Васса Железнова», выводя на первый план борьбу двух героинь за будущее рода — за Николая, сына и внука.


Для своей бабушки он «надежда» на жизнь вечную и «оправдание» за грехи прошлого. Для матери, революционерки Рашель — право на грядущий мир и доказательство верности ее жизненного пути. Васса вспоминает свою жизнь: ведь все начиналось с любви, ради которой пришлось пойти поперек воли семьи. А что сейчас? Любовь попрана, а она сама, закрывая душу, живет по законам мира, в котором имеет значение лишь борьба за власть, за материальные блага, где каждый сам за себя. Но Васса не сдается: в любых жизненных обстоятельствах, любыми способами она стремится сохранить жизненную силу семьи.

Второй вариант пьесы Горького был особенно популярен на советских сценах, однако несмотря на великолепных актрис, исполнявших заглавную роль, зачастую толкование образа Вассы Железновой было упрощенно-идеологическим. Сама главная героиня представала властной, корыстолюбивой женщиной с «звериным сердцем». Оправданием ей служило то, что стала она таковой лишь под влиянием обстоятельств. После распада СССР Вассу стали трактовать как хранительницу семьи, способную на любой поступок ради ее благополучия.


Игорь Яцко:

«Для меня важно, что эта редакция „Вассы Железновой“ — последняя пьеса Горького, то есть этот текст может восприниматься на уровне Завета, завещания, это фиксация момента. Горький без сомнения отождествляет себя именно с Вассой. Через этого персонажа идет рассказ о силе, о внутреннем стержне, она вся — направленная энергия. В традициях русской литературы сильные женские образы, подобные этому, были всегда. Такой образ больше, чем характер.

Васса оказывается в одиночестве. Сама она чтит традиции прежних времен, которые в ее окружении низводятся, низлагаются, унижаются. Подул иной исторический ветер, в головах детей и всех, кто окружает Вассу, другие настроения и мысли. Она очень широкая, противоречивая натура, в которой все равно нужно было найти, как в реке, какое-то главное течение, ее основную черту. Все ее поступки — результат решения, что пароход должен идти. Река жизни не должна остановиться — это ее основная тема и поэтому так важна в пьесе тема наследника, надежда на дальнейшую жизнь».